Отчёт о поездке в додзё Яманаси Кофу, Япония (май 2015. Часть 3)

С чего всё началось. 1 часть.

Как всё продолжалось. 2 часть.

Как всегда, с собой в поездку я набрала кучу всяких медикаментов и примочек. С учетом опыта прошлой поездки, был сделан акцент на местнообезболивающие и ранозаживляющие средства, а также средства от синяков и ушибов. Одни из них пригодились на все сто процентов, другие не оправдали ожиданий, а третьи стали источником курьезных ситуаций. Так, например, вышло с жидким пластырем. Это такая штука в аэрозольном баллончике, которая распыляется на открытую рану, дезинфицирует ее и заклеивает тонкой пленкой, позволяющей избежать попадания грязи и способствующей быстрому заживлению.

После одного из особо активных занятий в сувари ваза мы поздно вечером вернулись в гостиницу со сбитыми в кровь коленями, и тут я решила применить свой арсенал. Да, не спорю, аэрозольный пластырь очень удобен в применении, незаметен, плюс еще и дезинфицирует. Вот только есть у него один коварный побочный эффект: щипет он зверски при нанесении, еще даже хуже, чем йод. Пшикнув его на разбитую коленку, я закусила губу и, подвывая, начала прыгать на одной ноге по всему номеру, как безумный инвалид. Потом, вроде, боль поутихла, рана заклеилась, образовалась незаметная пленочка.

Тренировки в додзё Такено сенсея

«Да, это непременно надо попробовать на Славе!»:, — подумала я злорадно. Тут ко мне в номер зашла Анна, и я поделилась с ней жидким пластырем, предупредив, что он вообще–то болючий. Аня прыснула из баллончика к себе на коленку и начала шипеть не хуже раскаленного утюга, поставленного на мокрую тряпку, и шепотом ругаться нехорошими словами. Затем она успокоилась и сказала: «Это надо попробовать на Славе».

Мы переглянулись и пошли в соседний номер с радушно–сочувствующим видом предлагать подлечить боевые раны. В этот день у Вячеслава был просто жутко сбит палец на ноге, кожа на сгибе лопнула до мяса и буквально висела клоком. Он со страдальческим видом подставил больную ногу, а я от души нажала на распылитель баллончика. Результат превзошёл все самые смелые ожидания! Слава заорал матом так, что баллончик выпал у меня из рук и покатился по полу, а у Ани заложило уши. Стены в гостинице очень тонкие, думаю, что в тот вечер все находившиеся в ней получили представление о великом русском матерном.

На одном из занятий наши сенсеи предупредили, что идет тайфун и предложили перенести планируемую в этот день поездку на другое число. Перед этим у нас наступил кризис в исполнении танто сохо. Вроде бы техники более–менее получались, но в одном моменте все шло наперекосяк — по сценарию Анна должна была исполнять косинаге на Вячеславе, но из–за большой разницы в росте и весе просто физически не могла его поднять и бросить.

Пробовали и так, и эдак, дня два или три мусолили эту технику — бесполезно. Поэтому когда сенсеи предложили поменять день поездки, Вячеслав согласился и аллаверды предложил поменять роли партнеров в танто сохо. Такено и Чиеми обрадовались, засмеялись и тут же согласились. С этого момента рассосалась основная проблема, и обучение пошло быстрее и легче. Через два часа в конце занятий Такено и Чиеми сказали, что надо быстренько собираться и ехать в гостиницу — начинается тайфун. Даже отменили традиционную уборку в додзе. И предупредили, что во время тайфуна обычно бывает сильный ветер, льет проливной холодный дождь и выпадает за день более 120 мм осадков — больше месячной нормы в Москве! То есть, лучше сидеть в гостинице и никуда не высовываться.

Вообще на побережье тайфун приносит страшные разрушения, но Яманаси находится в кольце гор, как в чаше, а со стороны океана провинцию защищает Фудзи, поэтому тайфун, столкнувшись с горой, теряет силу и, разделяясь, как бы обтекает Кофу. Но все равно, с природой не шутят, поэтому надо быть осторожнее. В прошлом году нам удалось пережить землетрясение, этот год, видимо, тоже решил порадовать катаклизмами.

В этот день, действительно, с утра дул очень сильный ветер, ломая сучья на старом дереве перед гостиницей, окна в номере невозможно было открыть — ветер мог повредить рамы. На асфальт возле додзе начали падать первые крупные капли дождя, ветер немного стих, нас быстренько подбросили на машине до гостиницы, наказав никуда не ходить. Ну где вы видели русских, которые после такого предупреждения останутся в номере? Естественно, мы сразу же собрались и пошли по своим делам — на прачечную, в магазин и т.д.

Прачечная

Пока белье стиралось, мы закупали еду в супермаркете для вечерней трапезы. Постиравшись и прикупив продуктов, решили пройтись до большого торгового центра за подарками — еще по прошлой поездке мы знали, что там можно купить хорошее местное вино и сладости. Все время, пока мы ходили по городу, дождь усиливался и усиливался. Выйдя из торгового центра, мы попали под хороший такой ливень. Естественно, зонтики у нас были, но руки были заняты огромным количеством сумок с бумажными пакетами, полными подарков, а собирать рассыпавшиеся покупки из размокших под дождем пакетов не хотелось. И потом, был такой сильный дождь, что от него зонтик уже вряд ли бы спас. Поэтому мы взяли такси и поехали в гостиницу ожидать разгара тайфуна и дегустировать местное вино.

Речка возле гостиницы поднялась, вышла из берегов. По руслу несся мутный быстрый поток, сметая все на своем пути. Дождь лил без перерыва. Если у нас сильный дождь идет с промежутками — то усиливаясь, то ослабевая, то там он не стихал ни на минуту, шел все время с одинаковой силой. Зайдя в номер, я обнаружила, что мои новые свежекупленные перед поездкой босоножки имеют одно коварное свойство — при намокании красят ноги в черный цвет. Скинув промокшую обувь, я с удивлением лицезрела свои негритянские стопы. Кинулась мыть — не тут–то было, краска оказалась особо стойкой и въедливой. Полчаса я драила их мочалкой и всякими моющими средствами. Разве что отбеливатель не попробовала. Удалось лишь чуть–чуть уменьшить интенсивность окрашивания.

Когда мои сотоварищи увидели меня с черными ногами, долго смеялись. Мы устроились ужинать, ожидая кульминации события. Вечерний ужин в отеле у нас имел свой заведенный распорядок. В соседнем супермаркете после тренировки мы покупали всякую снедь, кому что по вкусу. Как правило, это была сырая рыба с соевым соусом и васаби, всевозможные морепродукты в кляре, разнообразные снеки, фрукты, овощи, непременный арбуз (Аня дала себе слово, что в эту поездку наестся арбузов до отвала), сыр, онигири, сладкие лепешки мочи (это такая прикольная штука из крахмального желе с какой-нибудь вкусняшкой в середине), что–то из выпечки. Стол накрывался на кровати — стелили на покрывало полиэтиленовые пакеты, выкладывали снедь, усаживались вокруг и трапезничали. Несмотря на старательно разложенные пакеты, кто–нибудь все равно обязательно проливал соевый соус на кровать, поэтому решили ужинать по очереди в разных номерах. Хозяину потом долго приходилось оттирать покрывало :).

Вот так за вином, едой и разговорами мы просидели часов до 12 ночи, и вдруг поняли, что дождь уже перестал. Открыли окно, в номер ворвался прохладный влажный воздух. Стена дождя ушла за горы, в очистившемся ночном воздухе ярко сияли огни города. И это весь тайфун? Мы–то ожидали глобальных катаклизмов, а тут какой–то обычный ливень, правда, очень сильный и долгий. Да, разочаровашка. Утром город покрывали низко надвинувшиеся облака, воздух был сырой иvтуманный, очень влажный и душный. От вчерашнего потока вместо ручья ничего не осталось, вода по–прежнему еле прикрывала камни на дне. Но лягушки–волы квакать перестали. Больше мы их уже и не услышали до самого отъезда. Наверное, всех посмывало тайфуном. Через день установилась хорошая погода, наступил заслуженный выходной, и мы поехали в Камакуру.

Прогноз погоды обещал жаркий и безоблачный день, солнышко приступило к работе с самого утра.

Гаутама Шакьямуни

Камакура — это город неподалеку от Токио на побережье океана. Это место известно тем, что именно отсюда распространился в Японии буддизм. Поэтому город может похвастать огромным количеством достопримечательностей исторического плана и всевозможными ухищрениями для привлечения и развлечения множества туристов, посещающих эти места.

Сначала наш путь лежал на Эносиму. Эносима — небольшой остров в океане рядом с Камакурой. Он соединен с побережьем двумя мостами и знаменит, как место отдыха для любителей виндсерфинга. Также на нем располагается несколько интересных буддистских храмов школы Сингон, Нитирэн и синтоистские святилища. А еще он знаменит огромным популярным спа–центром. Оставив машину на стоянке, мы полной грудью вдохнули океанский воздух.

Большая бухта, защищенная островом от океанских ветров, пестрела парусами серфингистов. Купальщиков не было видно, но на пляже уже расположились загорающие. Видимо, вода для купания была еще достаточно прохладной. На узкой улочке, смотревшей на океан, бурлила жизнь — толпы отдыхающих осаждали сувенирные лавочки, кафешки и ресторанчики, уличные ларьки, торгующие всевозможной морской снедью. Такено и Накагава привлекли наше внимание к одному (видимо, очень популярному) кафе и предложили попробовать местное блюдо под названием ширасу, весьма заинтриговав информацией, что многие специально приезжают в этот сезон на Эносиму, чтобы отведать его.

Мы заняли очередь, присев на любезно вынесенные персоналом кафе стулья, прямо перед входом, служитель ловко опустил крыло навеса, защищая наши головы от палящего солнца. Когда освободился столик, нас повели через шумящий полный зал наверх по лестнице в комнату в традиционном стиле и усадили на подушки за низкий столик возле большого окна с видом на океан. Подали подносы с едой. Загадочное блюдо оказалось мелкими–мелкими рыбешками длиной всего 2–3 сантиметра. Их подавали вареными с рисом и  сырыми с соевым соусом.

Сырые рыбки были прозрачными, похожими на мелких червячков, а вареные становились белыми и тоже были похожи на червячков, но уже белых. Вареные рыбки оказались на вкус очень приятными, но сырые показались мне вкуснее и нежнее. Как мы поняли из объяснений, это были мальки сардин. Подкрепившись, мы двинулись по узким улочкам, битком набитым сувенирными лавками и снующими туда–сюда туристами наверх к видневшимся на горе красным воротам тори.

Храмовый комплекс Эносимы  Камакуры связан с именем Минамото Ёритомо, который считал своей покровительницей богиню Бентэн (Бензайтен), пришедшую из индуизма (аналог Сарасвати). Каменное изваяние богини, играющей на музыкальном инструменте, встречало поднимающихся через красные ворота посетителей. Чиеми обратила наше внимание на таблицу с цифрами двух цветов и спросила, соответствует ли наш возраст каким–либо цифрам, указанным на этой таблице. Ни у кого возраст не совпал, как мы поняли, это благоприятный показатель. Обойдя по очереди несколько храмов на территории комплекса, мы приняли участие в ритуале отмывания денег (несколько монеток складывается в небольшую плетеную корзинку, корзинка опускается в воду текущего в каменном ложе ручья и несколько раз встряхивается, затем монетки извлекаются). Далее, наше внимание привлек небольшой прудик с затаившимися в воде черепахами. Черепахи высовывали головы из цветущей зеленой стоячей воды и тревожно наблюдали за окружившими бассейн туристами. Я начала легонько постукивать по бетонному бортику ладонью, и черепахи насторожились, а затем по очереди двинулись в мою сторону, рассекая воду как миниатюрные крейсера–торпедоносцы.

Черепаха

Подплыв вплотную к бортику, они вытягивали шеи в попытке цапнуть меня за палец (вот уж не знаю, чем я им так не угодила, а может, напротив, понравилась). На противоположной стороне прудика на валуне обнаружился малюсенький черепашонок размером с ноготь большого пальца. Смущенный вниманием и множеством направленных на него объективов, он упал с валуна и вызвал смятение и тревогу в рядах репортеров. Затем, мы посетили храм с красными фигурами Фудо Мёо на входе, устроили фотосессию на смотровой площадке и спустились по длинной лестнице вниз практически к самой воде, где располагался вход в пещерный храмовый комплекс.

Дракон

Эта сторона острова смотрела в открытый океан, и высокие волны захлестывали прибрежные камни, а ветер заставлял все время придерживать растрепавшиеся волосы. На входе в пещеры нам выдали плошки со свечами, и мы двинулись вглубь скалы, наклонившись под низкими сводами, периодически вздрагивая от падающих на спину со сводов пещеры капель холодной воды. Недра пещеры хранили старинные каменные изваяния незнакомых божеств, равнодушно взирающих на проходящих мимо пришельцев. Сзади сквозь звонкое цоканье капель доносился приглушенный шум океана, впереди в конце пещеры нас поджидала статуя дракона (бога грома), слева от нее располагался барабан, в который надо было ударить колотушкой, загадав желание.

Мы от души постучали в барабан, грозные звуки отразились от сводов пещеры и напомнили раскаты грома. Создание пещерных храмов относят к VI веку, сама атмосфера этого места дает богатую пищу воображению, не удивительно, что с давних времен здесь проводились религиозные церемонии. Покинув пещеры, мы двинулись обратно по каменной лестнице на вершину острова. Солнце припекало, после влажной прохлады подземелья столь же влажный, но уже горячий воздух облепил тело. Поэтому мы остановились возле красных зонтиков кафе и решили отведать чего–нибудь прохладительного. Выбор пал на какегори — разновидность холодного десерта. На вкус — обыкновенный снег, только политый фруктовым сиропом. Таких десертов у нас в России зимой можно просто объесться :).

Будда

Но в жаркую погоду он был как нельзя кстати и весьма освежил нас. Дальнейший путь лежал непосредственно в Камакуру, где мы посетили знаменитую бронзовую статую Будды XIII века и даже побывали внутри нее. На зеленом безучастном лице Будды никак не отражалось отношение к толпам туристов, рвавшихся залезть внутрь статуи, одновременно вмещавшей около 15 человек. На спине Будды были проделаны 2 окна с открытыми створками, через них внутрь проникал солнечный свет. Изнутри стены статуи на ощупь были теплыми, солнышко основательно прогревало изваяние за день.

Далее мы посетили еще один храм и опять подвергли свои финансы процедуре омовения. На этом культурная программа дня была окончена, в храм богини Каннон мы попасть не успели, т.к. был уже вечер, а большинство храмов закрывается в 16–17 часов. Возвращаясь на автомобильную стоянку, мы немного заблудились, выйдя не на ту улицу, и минут 15–20 бродили по симпатичным узким улочкам мимо достаточно больших для Японии домов (наверное, какой–то престижный район), пока не вышли на нужную дорогу. По дороге в Яманаси мы еще раз перекусили в попутном кафе, после чего вернулись в гостиницу с багажом новых впечатлений и попутно приобретенных сувениров.

На следующий день занятия начинались уже после обеда, поэтому я уговорила своих спутников отправиться в близлежащий онсенный поселок — Исава онсен. От железнодорожной станции Кофу до него было всего 12 минут езды на пригородном поезде. Я уже давно подбивала всех посетить это место, но затея удалась буквально за день до окончания нашей поездки. В туристическом бюро возле маленькой станции нам выдали карту с описанием и режимом работы онсенов в округе.

Для начала мы посетили ножной источник непосредственно на станции. Прямо напротив выхода из станции на улице располагалось что–то вроде беседки, под крышей которой находился неглубокий бассейн с горячей природной водой. Посреди бассейна стоял столик, можно было, сидя на бортике, окунув ноги в полезную водичку, почитать газету, поиграть в го, просто потрапезничать. Мы присоединились к парочке немолодых женщин, лениво болтавших в воде ногами, и минут 15 принимали ножные ванны. Забегая вперед, скажу, что буквально на следующий день раны и ссадины на ногах затянулись и начали регенерировать в ускоренном темпе — не иначе целебная водичка подействовала.

Далее мы отправились в отель с онсеном на соседней улице. Там за довольно умеренную плату (всего 1200 йен) мы посетили местную разновидность спа. Источники онсенного типа весьма распространены в Японии. В Исава буквально каждый уважающий себя отель бурит скважину и пользуется горячей минеральной водой. Это очень популярный вид отдыха для местных жителей. В онсен ходят, как мы, например, в баню. Многие арендуют на выходные номера в отеле с онсеном, это достаточно дорогой и очень престижный вид отдыха. В таких отелях подают традиционный ужин, номера также обставлены в традиционном стиле, а вместо халатов выдают юката.

Онсен

Можно посетить онсен в таком отеле и без аренды номера, (это обходится намного дешевле) большинство из них предоставляет такую услугу. Таким предложением мы и воспользовались. Так как было начало рабочего дня, посетителей в онсене не было, поэтому мы чувствовали себя совершенно свободно. Онсен разделялся на женскую и мужскую половины, на женской половине была раздевалка с закрывающимися шкафчиками и полками для одежды, комната с зеркалами, фенами и всякими косметическими принадлежностями, сауна и онсенный зал, разделенный на помывочную и непосредственно зал с бассейнами.

Методика такая: раздеваешься, оставляешь вещи, проходишь в моечную и тщательно моешься под душем, сидя на низеньком табурете. Затем идешь в онсенный зал и выбираешь бассейн по душе. В нашем онсене было три бассейна. В одном (самом большом, расположенном по центру) — горячая вода, в маленьком бассейне возле сауны — холодная вода, а третий был наполнен чем–то лиловым. Как оказалось, это был бассейн с вином. Об этом свидетельствовал сильный терпкий запах красного вина, а также надпись на табличке, первую часть которой Аня перевела, как вино. Мы воздали должное каждому из бассейнов :).

Прямо как в сказке про Конька–Горбунка! Часть помещения возле главного бассейна занимали раздвижные панели, они были отодвинуты, можно прямо из бассейна выйти во внутренний садик. Там располагалось что–то вроде еще одного источника в беседке, но путь к нему преграждала бамбуковая перекладина. Видимо, эта часть источника в тот день закрылась для посещений. Погревшись в сауне, еще раз поплескавшись во всех бассейнах (винный был вне конкуренции), мы начали сушиться, одеваться, собираться, так как было пора уже подумать о возвращении. На выходе в общем помещении для отдыха стоял автомат с напитками, там нас поджидал Вячеслав.

Выпив зеленого чая, мы обменялись впечатлениями. Нам с Аней все очень понравилось, мы были довольны, Слава был несколько разочарован. Видимо, из–за того, что его уединение нарушалось периодически местным персоналом, производившим там какие–то работы, а также пришедшим позднее дядечкой, тоже решившим принять горячие ванны. А может, обиделся, что мы его с собой не взяли :). Отдохнув немного, мы отправились прогуляться по местному торговому центру, а затем вернулись в Кофу и поспешили к началу тренировок.

Последние два дня стали особенно плодотворными в плане тренировочного процесса. Они были посвящены разбору спорных моментов в различных техниках и накопившихся за год вопросов. Почти на все вопросы был получен исчерпывающий ответ, много прояснилось. Тем не менее, ряд наших вопросов вызвал у Такено недоумение. Это касалось тех моментов, когда уке в какой–либо технике начинал упираться, из–за чего техника не получалась. То есть, если мы спрашивали, как быть, если в такой–то технике вот здесь уке начнет упираться, Такено сердился и говорил, что техника — это совместная работа сите и уке. Задача уке не препятствовать, а помогать сите освоить технику. Поэтому уке должен всеми силами работать, направлять сите, а не ждать, пока на нем что–то сделают, или, тем более, упираться.

Завершающий день в Кофу был наполнен всяческими хлопотами. Надо было успеть совершить последние покупки, потренироваться, выстирать доги, выписаться из гостиницы и не опоздать на поезд в Токио. Поздно вечером, прибыв на центральный вокзал, мы задумались о дальнейших планах. Перспектива тусить где–то всю ночь до утра после напряженного дня уже не казалась столь заманчивой. Поэтому решено было оставить вещи в камере хранения и поискать при помощи букинга более–менее приемлемый ночлег, чтобы утром со свежими силами отправиться в аэропорт. Из наиболее приемлемых вариантов поисковик выдал отель в Синдзюку с трехместным номером.

Попробовать пожить в капсульном отеле (как планировалось ранее) нам не улыбнулось, так как все более–менее подходящие отели имели свободные номера только для мужчин (такое ощущение, что все женщины мира разом надумали в эту ночь посетить Токио и застолбили все свободные места в капсульных отелях). Поэтому мы решили не привередничать, нашли отель, бросили вещи в номере и пошли ужинать в ближайшем ресторанчике. Ужин имел немного грустный оттенок — это был последний ужин в нашей поездке, рано утром нас ждала дорога домой. Поднявшись рано, мы отправились на центральный вокзал за вещами. И тут нас ждал сюрприз: камера никак не хотела открываться. Оказывается, там все очень хитро утроено — оплата берется посуточно, но новые сутки отсчитываются с полуночи. Поэтому если вещи положили, например, перед полуночью, а забрали в ноль часов сколько–то минут, то оплата будет как за двое суток.

Софья Горелова

Пришлось отдать камере–вымогательнице лишнюю порцию йен, ну не оставлять же чемодан ей на съедение? Еще одно приключение ожидало при покупке билетов на поезд в аэропорт. Билетная касса была еще закрыта, билеты можно было купить только при помощи автомата. Однако, этот процесс оказался настолько сложным и замороченным, что если бы не любезная девушка из служащих вокзала, мы так бы и не уехали. Она минут 10 производила сложные манипуляции над хитрой машиной, прежде, чем та выплюнула нужные билетики. В аэропорту, пройдя предварительное взвешивание перед регистрацией багажа, мы обнаружили, что чемодан у Вячеслава имеет существенный перевес, что, впрочем, было вполне ожидаемо: основной подарочный фонд у него составлял алкоголь. Пришлось в срочном порядке перепаковывать чемоданы и распихивать бутылки к нам с Аней в багаж.

В конце концов, мы благополучно прошли регистрацию, паспортный контроль, уселись в самолет и устремились к далекой родине. Дальнейший перелет не был отмечен чем–либо примечательным, мы благополучно приземлились в Шереметьево, снова сделали рокировку багажа. Из бутылок никто не пострадал, за исключением ядовито–целебного китайского масла в моем чемодане: заветная бутылочка разбилась, о чем я поняла сразу же, как только сняла чемодан с транспортера — вонючий едкий запах доносился даже сквозь закрытый чемодан. Хорошо еще, что я ее предусмотрительно завернула в полиэтиленовый пакет — страшно было подумать, что было бы, если бы масло разлилось и попало на вещи! Аэроэкспресс быстренько домчал нас до Белорусского вокзала, дома встречали соскучившиеся родные, утром ждала (тоже сильно соскучившаяся) работа, а также тренировки, на которых теперь предстояло усиленно отрабатывать полученные знания. Вот так и закончилась очередная поездка в Яманаси–додзё.

Коль расставанья час пришел, о прошлом

Не стоит сожалеть, но нужно помнить.

Взгляни на обнаженные деревья:

Они не плачут об упавших листьях,