Отчёт о поездке в Яманаси додзё. Кофу, Япония (май 2015)

...Душа как будто обернулась, и все твердит: «Туда, туда!»

Туда, ведомая игрою, в тот мир за призрачной чертой,

Где жили мудрые герои, царили воля и покой…

Итак, снова весна, снова май, снова нас, как перелетных птиц, подхватило и унесло далеко–далеко в край синих гор и кукольных домиков. И скажите, что за сила такая заставляет людей претерпевать страдания физические и моральные (синяки, ушибы, ранний подъем по утрам и прочие неудобства)? Почему, созерцая сугробы облаков внизу, мы с таким нетерпением предвкушаем физические нагрузки и, закрывая глаза, с улыбкой вспоминаем о кредите в банке? Откуда такая страсть к обычаям желтолицых раскосых людей, говорящих на непонятном языке и делающих непонятные вещи? Ломая голову над этими и подобными вещами, я приближалась к месту встречи в метро и отправной точке нашего путешествия по совместительству.

Общее фото

Трое московских адептов айкидо в лице Васильева Вячеслава, Максимовой Анны и Гореловой Софьи (это я :-) ) в очередной раз отправились в Японию, чтобы получить очередную порцию знаний и синяков под крышей щедрого на то и на другое Яманаси додзе.

И первая партия впечатлений о поездке поджидала нас в родном аэропорту Шереметьево. Сначала была фотосессия Анны в красном комбинезоне на фоне шикарного серебристого мерседеса, выставленного прямо посреди здания аэропорта.

Ярко–красный комбинезон Ани в сочетании с ярко–красной бейсболкой создавали определенное праздничное настроение, люди оглядывались (наверное, принимали ее за представителя пожарной команды или как минимум МЧС). Затем возле стойки регистрации багажа к нам начала приставать тетечка из бюро социологических исследований и весьма повеселила вопросом: «Семьей отдыхать летите?». Эта фраза в дальнейшем стала темой для многочисленных подколок в адрес Ани в плане того, что детям вводятся санкции на алкоголь, поздние посиделки и проч., и проч.

Не успели мы пройти таможенный и паспортный контроль и углубиться в «дьюти фри», как увидели Алексея Казакова собственной персоной, улетающего параллельным рейсом к берегам земли обетованной на заслуженный отпускной отдых. Ну где еще могут встретиться коллеги по клубу, как не в Шереметьево?

Казаков Алексей

Сделав групповое фото на память, мы поспешили сделать предполетные покупки, и тут я с ужасом обнаружила, что только что забыла в банкомате аэропорта карту с существенной частью денежных средств, предназначавшихся для непредвиденных расходов в поездке. Опаньки... Ну, подумала я, если поездка началась с неприятностей, то дальше все будет хорошо (народная примета, проверенная опытом). И не ошиблась.

Перелет прошел как–то незаметно и большей частью во сне с перерывами на еду. Все шло по обычному расписанию: прилет, таможенный контроль с заполнением декларации, получение симки на мобильный интернет в почтовом отделении аэропорта, поезд в Токио, пересадка на поезд в Кофу, такси в гостиницу. Гостиницу на этот раз нам забронировали совсем рядом с додзе (буквально в 12–15 минутах ходьбы). Отель Crown Palais порадовал нас еще и тем, что располагался рядом с большим продуктовым супермаркетом, открытым нами еще в предыдущую поездку, а также уютным интерфейсом и завтраками на выбор — японским или европейским.

На сайте была информация, что в отеле есть прокат велосипедов. По факту оказалось, велосипедов всего два, но зато есть еще инвалидная коляска. За всю поездку мы так и не смогли прийти к единому решению, кому же кататься на велосипеде, а кому на коляске, поэтому от мысли о прогулке на колесах так и пришлось отказаться. Отель был очень милый, уютный и тихий. Всем нам он понравился гораздо больше бестолкового большого отеля Вашингтон, в котором мы останавливались в прошлом году. Окна отеля выходили на мини–речку в каменной оправе.

Речка у гостиницы

Речка–ручей кишела всяческой интересной живностью. Там плавали (а местами ползали, т.к. очень мелко) по дну громадные пугливые карпы, парами плескались утки, кое–где мячиками подпрыгивали крошечные пушистые утята, гордо вышагивала изящная белая цапля, а в иле закапывались черепахи. По ночам в окно гостиницы долетало мычание лягушек–волов. Мои сотоварищи впервые слышали подобные странные вопли, и, когда я сказала, что это кричит лягушка, сначала не поверили. А потом решили проверить гипотезу и поймать–таки загадочное земноводное (ну если и не физически, то хотя бы на месте преступления). По этому случаю мы отрядили несколько экспедиций, увы, безрезультатных. Для одной такой ночной экспедиции Слава прихватил в гостинице аварийный фонарик, профессионально пронес (странно, откуда такие навыки?) его мимо бесконечно кланяющихся сотрудников ресепшн в рукаве, и поздно ночью (лягушки мычали исключительно в сумерках и в темное время суток) мы отправились на охоту. Распугивая в кустах живность и озадачивая проходящих мимо редких запоздалых прохожих, мы прошарили приличный участок речки, но лягушки оказались хитрыми и коварными. Они сразу прекращали кричать, если мы подходили ближе, чем на 5 метров. А искать наобум в кустах осоки ночью лягушку достаточно затруднительно.

Поиск лягушек

Тогда мы решили встать на рассвете и устроить небольшой пикничок с бутерами прямо на берегу речки с одновременным подкарауливанием добычи. Увы, добыча не обольстилась кусками бутербродов, бросаемых в воду, и так и не показалась нам во всей красе. Зато повезло с черепахами. Если в прошлом году мы не видели ни одной, то тут постоянно встречали их во всех близлежащих водоемах. Словом, местная фауна порадовала. Впрочем, флора тоже.

Началась пора буйного цветения всевозможной растительности, и нас постоянно окружали разнообразных форм и расцветок чудесные цветы — розы, азалии, ирисы. Видя наши восторги по поводу расцветающих повсеместно роз, нас пригласили в кафе в розовом саду… Но, пожалуй, буду рассказывать все более–менее по порядку.

После размещения в гостинице за нами заехали Такено и Накагава. Встреча была очень теплой и радостной. Вообще за время этого визита в Японию не покидало ощущение, что нас встречают как близких друзей — нас все время куда–то выгуливали, возили во всякие интересные места, в кафешки, в магазины. Все наши охи и ахи по поводу восхищения местными красотами сразу же находили отклик — машина немедленно останавливалась, и мы получали возможность насладиться красивыми видами сполна. Однажды в разговоре мы как–то признались, что любим сладкое, и нас повезли на фабрику мороженого и в музей сладостей. Приходилось контролировать свои эмоции и ахать про себя :).

Сразу после встречи нас погрузили в машину и повезли в горы на водопады. Мне порой кажется, что живописность японской природы просто переходит всякие границы. Сочетание мшистых скал, прозрачных ручьев, разлапистых деревьев и белопенных водопадов способно вызвать восторг у самого угрюмого меланхолика, хронически больного отсутствием чувства прекрасного.

...Но есть и третий — странный путь — в зеленые холмы.

Дай руку, брат, на этот путь сегодня ступим мы.

Есть край, что смерти не знаком, тропа бежит туда.

Нам путь укажет маяком вечерняя звезда.

Водопад

Что касается нас, то наши восторги просто зашкаливали. Поэтому машину по дороге останавливали для любования пейзажем никак не менее 4 раз :). Потом Слава начал шикать на нас с Аней и делать зверское лицо, как только мы готовились открыть рот и исторгнуть вопль восторга в очередной раз. (Подозреваю, что боялся застрять на водопадах до поздней ночи и остаться без ужина).

Ещё один водопад

Напоследок нас привезли на берег водохранилища в горах. Безлюдное озеро с одинокой башней в лучах заходящего солнца выглядело крайне романтично. Круглая луна прозрачным яблоневым лепестком плыла по зеркальной глади воды, подернутой поднимающейся туманной дымкой. Спокойствие и умиротворенность царили кругом. Отбыв положенные для любования 20 минут (где–то я читала, или слышала, что японцы отводят на любование не менее 20 минут — видимо, за меньшее время человек не способен воспринять увиденную красоту в должной степени), мы отправились в город. Правда, по дороге не удержались и остановились еще раз — уж больно красиво выглядело простиравшееся под нами море огней, зажигающихся в сумерках, в оправе темнеющих гор. Затем поехали в кафешку заедать нагулянный аппетит. Приличная порция рамена после прогулки на свежем воздухе весьма способствовала крепкому и здоровому сну.

Утро встретило нас ласковым солнышком. На первом этаже гостиницы поджидал завтрак в японском стиле (именно его мы выбрали накануне). Аня вышла к завтраку, одетая в лучших традициях японской молодежи, отдающей предпочтение туалетам, максимально оголяющим нижнюю часть тела, и тут же попала под перекрестный огонь наших комментариев, что, мол, ребенок совсем от рук отбился. Впрочем, язвительные замечания она благоразумно проигнорировала и поспешила воздать должное национальной пище. Завтрак состоял из чашки риса, пакетика с листочками водорослей нори, кусочка рыбы, каких–то маринованных черешков–корешков, мисо супа, кусочка сладкого омлета (вместо него иногда подавали сырое яйцо) и бобов натто.

Японский завтрак

По поводу этих бобов следует рассказать отдельно. Представьте себе вареные бобы, которые пролежали в тепле в закрытом полиэтиленовом пакете дней эдак неделю и изрядно протухли и покрылись липкой слизью. Эта вонючая липкая гадость считается национальным блюдом и поедается с особым соевым соусом и разновидностью горчицы. Сам процесс поедания, помимо экзотических обонятельных ощущений, сопряжен с определенными трудностями — липкая слизь тянется за палочками, образуя бесконечные тонкие нити. Эта паутина опутывает все и вся — палочки, тарелку, лицо, одежду, летает вокруг и создает определенный интерфейс японского завтрака. Борьба с паутиной и соевым соусом привела к безнадежному загрязнению одежды. Поэтому сразу после завтрака мы отправились на прачечную отстирывать следы трапезы.

Занятия начинались в час тридцать. Тренировке предшествует традиционная уборка, поэтому мы отправились заранее и шли, разморенные жаркой погодой и палящим солнцем. Дверь в додзе была широко раскрыта, нас встретил легкий ветерок, гуляющий по помещению и знакомый запах деревенского дома — смесь аромата сухой травы, деревянного пола и еще чего–то неуловимо знакомого, напоминавшего детство.

Первый день занятий начался с совместной тренировки. Вместе с местными учениками додзе мы повторили страховки, некоторые техники. Занятия прошли весьма плодотворно. Первые тренировки обрадовали тем, что по сравнению с прошлым годом многие вещи стали даваться намного легче. Страховки уже не пугали, ушибов после них стало значительно меньше. Хотя татами мягче не стало :). Видимо, усиленные предпоездочные тренировки пошли на пользу. Воодушевленные результатами, мы жаждали продолжения обучающего процесса. Однако, в последующие дни занятия пошли в рамках подготовки к грядущим показательным выступлениям. Мы до потери пульса оттачивали танто сохо. Хуже всего получался раздел сувари–ваза (4 одинаковых атаки и защиты сначала повторяются в сувари–ваза, затем в тачи–ваза, затем в виде техник — котегаеши, сихонаге, ирими цки и кошинаге). Мы учились шустро и технично садиться, вставать в камае, двигаться на коленях, наносить удары танто. Все техники требовалось выполнять очень быстро, очень четко, в едином ритме. Наши учителя постоянно делали замечания по поводу кривой спины, наклона головы вперед, неправильного положения локтя во время удара, неправильного отшага, подшага, дрожащей руки во время удара и заставляли повторять все это снова и снова, быстрее и быстрее. При этом они подстегивали нас словами, что у нас не будет второго шанса на показательных выступлениях. Для выступления выбрали Славу и Аню (видимо, мой хронический тупизм показался им непреодолимым :). Теперь они репетировали вместе, а я повторяла все в форме ката.

Тренировки

Занятия начинались с индивидуальной отработки ударов танто. Нашим строгим учителям совершенно не нравились жалкие попытки изобразить втыкание ножа в живот воображаемому противнику. В конце концов, Чиеми принесла из машины подушку и предложила нам тыкать в нее. Это упражнение дало определенные ощущения, как надо выполнять удар, и после окончания занятий мрачный и недовольный результатами предыдущих тренировок Слава предложил попрактиковаться в гостинице на подушках. Вместо танто была использована деревянная щетка для обуви. Для меня ее ручка была толстовата, и я взяла свою расческу. Мы по очереди становились к стенке, прижимали к животу подушку и подставляли под удары расческой.

Пара–тройка таких ежедневных репетиций, и Слава приспособился очень мощно наносить цки через подушку — приходилось отстраняться подальше, ибо можно было заработать неслабый удар под дых. С этими связаны две интересные ситуации. Первая   когда я постучала в номер к Славе, и меня на пороге встретили Аня с подушкой и испуганным видом, и Слава, тоже испуганный, с одежной щеткой на изготовку.

Оказалось, что буквально минуту назад в номер заглянула уборщица, и была сильно удивлена увиденным. Во всяком случае, она начала кланяться, дико извиняться, и быстренько удалилась. После этого случая мы как–то совершенно перестали комплексовать и перенесли занятия с танто в коридор гостиницы. Персонал пулей пробегал мимо размахивающих расческами гайдзинов, норовящих попасть друг другу в висок. Возможно, мне показалось, но улыбки сотрудников ресепшн стали более приветливыми и более нервозными.

Кстати, эти наработки на подушках дали понимание, что простой расческой, благодаря хорошо поставленному удару в висок, можно запросто отправить человека на тот свет. Второй случай произошел на ближайшей тренировке. Чиеми опять принесла подушку, дала ее в руки старшему ученику и поставила Славу отрабатывать удар. Мы с Аней затаили дыхание в предвкушении. У Славы зажегся нехороший огонек в глазах, он, не доверяя выпавшей удаче, весь подобрался, напрягся и стал похож на кошку, охотящуюся за простодушным голубем. Бедный ученик ничего не подозревал про наши гостиничные эксперименты и стоял совершенно спокойно, прижимая подушку к животу. Он не знал, что Слава три дня репетировал этот момент, и не ожидал никакого подвоха. Быстрый и точный удар танто привел его в скрюченное состояние и на пару минут вывел из строя. Такено и Накагава были поражены эффектом и больше упражнение с подушкой не предлагали.

Немного об особенностях прямого удара танто: в исходном положении острие танто направлено не прямо вперед, а по углом — вперед и вверх. Траектория удара — не прямая, а полукруг. Рука плотно прижата к корпусу, локоть убирается назад. Далее достаточно медленно танто выводится в положение перед собой, при этом локоть выходит на центральную линию перед корпусом и смотрит строго вниз. Затем танто резко выбрасывается вперед с одновременным реверсом второй руки, дающим дополнительное ускорение, и также резко возвращается в исходное положение. При нанесении шомен и йокомен в голову противника локоть также находится на центральной линии, предплечье располагается вертикально.

Работа с дзё

Несколько занятий мы работали с дзе. Сначала нам дали ряд упражнений на наработку определенных движений. Ряд особенностей в выполнении ударов оказался для меня совершенно новым. Удары дзе наносились после шага — сначала делаешь шаг, затем наносишь удар за счет движения корпусом. Во время цки дзе не скользит по руке. Удар происходит за счет отвода дзе назад, затем во время удара руки совершают вкручивающее движение вперед, проворачивая дзе на 180 градусов. Боковые удары наносятся движением кисти (нэко–панч — кошачья лапка). Затем мы принялись отрабатывать определенную последовательность движений в парах.

Так вот и шли наши тренировки с переменным успехом. От постоянной работы в сувари–ваза колени, стопы и пальцы на ногах у всех были счесаны до безобразия, несмотря на всевозможные ухищрения в виде пластырей и наколенников. В процессе тренировок частенько приходилось останавливаться и оттирать кровь с татами, т.к. пластыри не выдерживали нагрузки и срывались. Теперь уже всем казалось, что упражнения со страховками были бы предпочтительнее бесконечного ползанья на коленях. Наши учителя сердились на нас, когда мы начинали беспросветно тупить. Такено злился, подбегал, что–то кричал по–своему (интересно, что?), шлепал рукой бестолковым ученикам по колену, по руке, по спине, потом убегал в коридор, пил холодную воду, возвращался мрачный, но уже успокоившийся и заставлял проделывать все заново. (Странно, вообще–то я очень не люблю, когда на меня повышают голос, воспринимаю это очень болезненно, а тут почему–то ругательства Такено вызывали у меня улыбку — совсем не злобно он сердился :).

Чиеми один раз пообещала оставить Аню без ужина, если она опять совершит одну и ту же ошибку. Самым популярным японским словом в этом году стало слово «осои» — медленно. (В прошлом году таким словом было |«скоши» — немного, чуть–чуть). Тем не менее, процесс шел, что–то начинало получаться, что–то не очень, но движение вперед было, пусть и не такое быстрое, как хотелось.

В противовес тренировкам, наш досуг был одним сплошным удовольствием. После первого тренировочного дня нас опять отвезли на местный праздник, где мы, как и в прошлом году, угощались национальными вкусностями и ловили золотых рыбок. Пойманные рыбки благополучно переселились в большую глиняную чашу в мини–садике у Чиеми, где их поджидали прошлогодние рыбки.

Следующий день ознаменовался поездкой в музей сладостей и экскурсией в горы. Музей сладостей располагался при кондитерской фабрике и удивил нас потрясающими съедобными композициями — это и праздничная повозка с цветами, и заснеженная озерная трава, и цветущие ирисы — все, как настоящее.

Музей сладостей

Затем мы отправились в горы на юг провинции и лицезрели немало прекрасных видов. Жаль, только облака не дали нам полюбоваться на Фудзи — капризная красавица никак не хотела на этот раз показывать свое лицо. Поездка в горы завершилась обедом в кафе в горной деревушке, где мы попробовали всевозможные овощи в кляре.

Вечерние и ночные послетренировочные прогулки ознаменовались не только охотой на местных лягушек, но еще и визитами на местные кладбища. После окончания первого тренировочного дня мы не сразу улеглись спать. Был чудесный теплый вечер, на небе сияла полная луна, мы отправились бродить по городу. Вечерние фотосессии сложностью освещения и нестандартными кадрами очень привлекают фотографов. Мы решили подняться повыше в горы (благо, они были совсем рядом) и сфотографировать оттуда ночной город.

Кофу

Поднимаясь по улочкам, ведущим вверх, мы пересекли железную дорогу и ненароком забрели на кладбище. Ну где еще погулять русским туристам поздно ночью, как не на японском кладбище, да еще в полнолуние? В это время освещенные луной статуи выглядят особенно загадочно и романтично, а сама атмосфера места располагает к спокойной прогулке и философским раздумьям. Например, о том, что в полнолуние обычно обостряются всевозможные психозы… В смысле, вряд ли нормальный человек попрется ночью в такое место. За увлеченным фотографированием урн с прахом, каменных фонарей и статуй на фоне ночного неба время пролетело очень быстро, идти дальше в горы было уже поздновато, поэтому мы решили возвращаться.

На переходе через железнодорожные пути нам пришла в голову идея сделать экспериментальное фото проходящего ночного поезда на длинных выдержках. Для этого Слава расположился поблизости от железнодорожного переезда и для фокусировки объектива попросил Аню побегать по путям и изобразить поезд. Аня согласилась. Она честно бегала по рельсам, Слава ее фотографировал, а я безуспешно пыталась сфоткать их обоих на планшет (фотик оставила в гостинице), одновременно борясь со смехом. Причем (во избежание гнусных инсинуаций), сразу сообщу, что все это делалось на абсолютно трезвую голову :).

Кладбище

Кстати, визит на ночное кладбище был не единственным. Эта практика нам понравилась и вошла в традицию. Посетив как–то поздним вечером старый храм неподалеку от додзе, мы тоже долго бродили в темноте мимо многочисленных урн с прахом в поисках шиши–отоши (если я только правильно называю эту хрень, которая наполняется водой и громко стучит по камню).

Розы

После очередного тренировочного дня Чиеми подошла с заговорщическим видом и сообщила, что сейчас мы поедем ужинать в популярное кафе Рококо. Оказалось, что это кафе расположено на соседней с отелем улице и представляет собой уютный розовый сад. Мы сидели на веранде, окруженные сотнями, тысячами роз всевозможных форм и расцветок, ели вкусное мороженое и вели неспешный легкий разговор. Тренировки были забыты, говорили о своих увлечениях, о жизни, рассказывали про себя. Такено рассказал о том, что в молодости любил гонять на мотоцикле и выделывать всякие трюки вроде поездки на заднем колесе.

Общее фото

Вечернее солнышко заливало теплым оранжевым светом веранду, садовник поливал цветы, бабульки за соседним столиком, смеясь, о чем–то беседовали, их беседа напоминала птичий щебет, жизнь была прекрасна! Лица моих спутников приобрели особое спокойно–счастливое выражение, на меня с фотоаппаратом уже никто не обращал внимания, а я старалась запечатлеть этот момент во всей его неповторимости. Потом, поздно вечером, оставшись одна в номере, я словно сорока, утащившая в гнездо очередную блестящую штучку, разглядывала свои фотки–сокровища и улыбалась, вспоминая и заново переживая этот день.

Чиэми Накагава

На следующий день утром Такено, Накагава, старший ученик додзе и наша дружная команда отправились на пикник. Видимо, это было излюбленное место отдыха горожан. В лесу располагался детский деревянный городок, рядом была стоянка для транспорта, какие–то домики с прудом, где ребятишки и взрослые ловили короткими удочками многочисленных рыб. Дальше дорога вела к речке с водопадом, укрепленным рукотворной кладкой. Дети и большие дяди гуляли по воде босиком. Перекусив на берегу речки, мы тоже разулись и опробовали воду. Вода была холодная! Исследовав пещеру позади водопада, мы устроили фотосессию на фоне водных струй.

Странное фото

В поисках удачного кадра я полезла по камням на стену, а мои сотоварищи начали ехидно припоминать некоторые факты моей биографии, напрямую связанные с желанием залезть повыше и непременно упасть оттуда. Пришлось слезть со стены и смирненько присесть на камушек, сделав вид, что ничего не делаю, не шалю (починяю примус), созерцаю водопад. Тут подошла разочарованная Чиеми, не успевшая сфотографировать меня на стене, и предложила сделать какое–нибудь фото в духе «экшн». Слава, которому не давали покоя лавры знаменитого разбойника, недолго думая, изобразил картину «Стенька Разин и персидская княжна», где мне предназначалась роль персидской княжны, бросаемой в набежавшую волну. Возмущенная подобным бесцеремонным обращением, я истошно завопила, заглушая шум водопада.

Степан Разин

Народ заоглядывался, заинтересовался, Слава передумал и поставил меня на место. Обиженная до глубины души, я поспешила во избежание на берег.

Водителю не наливать

После пикника наш путь лежал на завод, известный производством знаменитого виски «Сантори». При заводе располагался музей и дегустационная. В музее были наглядно представлены стадии производства виски от древности до наших времен, а также интерьеры баров начала века. В одном из залов стоял шикарный старинный автомобиль. Аня, как заядлая любительница авто всех времен и народов, буквально прилипла к раритету и с восхищением пожирала его взглядом. Думаю, если бы не веревочка ограждения, она непременно забралась бы за руль. Занятно наблюдать у очаровательной девушки столь сильную любовь к технике :). Затем мы прошли в дегустационную и оценили вкус элитного виски. Интересный момент — водителю транспорта (в этот день машину вел Такено) при въезде на территорию завода на шею повесили желто–синюю карточку на веревочке. Судя по картинкам на карточке, там было написано, что водителю не наливать.

Перед отъездом мы посетили местный магазин и прикупили алкоголя на подарки.