Семинар сенсея Такехико Сонода в Санкт–Петербурге (апрель 2013)

Такехико Сонода
Семинар сенсея Такехико Сонода
в Санкт–Петербурге

С 19 по 21 апреля 2013 года в Санкт–Петербурге проводился семинар под руководством сенсея Такехико Сонода (8 дан Айкидо Ёсинкан). Организатором мероприятия выступил питерский клуб «Сутэми» во главе с Рустамом Каримовым. Вполне демократичная стоимость семинара, а также прекрасная организация поспособствовали тому, что участники смогли полностью сконцентрироваться на тренировках и провести время с максимальной для себя пользой. За отличную возможность позаниматься под руководством известного мастера руководителю клуба «Сутэми» Рустаму Каримову следует выразить искреннюю благодарность.

В настоящее время сенсей Такехико Сонода является одним из основных инструкторов Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан. Кроме того, мастер проводит тренировки в своём собственном додзё, которое также расположено в Токио. Сенсей Сонода хорошо известен российским айкидокам. Впервые он приехал в Россию ещё в 2002 году, когда он помогал проводить семинар сенсею Тераде. С тех пор мастер успел несколько раз побывать в Санкт–Петербурге, а также в Новосибирске.

За прошедшие годы сенсей Сонода стал известен в России как специалист в области каеси вадза, а также мастер, регулярно демонстрирующий довольно интересную работу с оружием. Главному редактору информбюро давно хотелось лично увидеть сенсея Соноду, а потому он отнёсся к информации о предстоящем семинаре с большим интересом. В итоге в Питер отправилась целая делегация клуба Айкидо Ёсинкан «Ки нагарэ» в количестве 6 человек.

В целом, количество участников семинара было не очень велико. По моим подсчётам в тренировках приняло участие примерно 50–60 человек из Петербурга, Москвы и Балаково. В принципе, для того зала в котором проходили занятия это количество смело можно считать оптимальным.

Содержание семинара

Учебная доска
Элементы любой техники
Айкидо Ёсинкан

Прошедший семинар сенсея Соноды стал, наверное, первым, на котором он не показывал работы с оружием и не касался вопросов каеси вадза. Практически все тренировки прошли в формате: несколько базовых техник от какой–то определённой атаки, техники ое вадза на их основе, дю вадза от рассматриваемой атаки. Но тем не менее с первой минуты семинара стало понятно, что основная цель тренировок будет заключаться не в изучении уже и без того хорошо знакомых техник, а в попытке привить участникам семинара некую чёткость, собранность и способность к концентрации. Словом, именно то, что отличает все японские боевые искусства от новомодных систем мордобоя, претендующих на тот или иной национальный колорит.

Сенсей Сонода объяснил, что любая техника в Айкидо Ёсинкан, вне зависимости от того является она базовой или нет, должна включать в себя определённую последовательность элементов: рэй (поклон или приветствие партнёра), камаэ (стойку), сэккин (сближение), сосои (провокацию), сабаки (уклонение), хаджимэ (непосредственное начало выполнения техники), осаэ или дзансин (в зависимости от того, что это за техника), вновь камаэ. Он обратил особое внимание, что это очень важно, а потому он постарается построить семинар таким образом, чтобы все присутствующие смогли понять смысл этой последовательности.

За последующие 9 тренировок участникам семинара довелось поработать в таком ключе от кататэ мочи, шомен учи, ёкомен учи, риоте мочи и шомен цки. Причём на крайней тренировке сенсей Сонода продемонстрировал необычную последовательность из шести техник от прямого удара (шомен цки), которую я до сих пор нигде не видел. Полагаю, что подобные последовательности он придумывает на ходу, исходя из тех или иных конкретных педагогических целей. В данном случае он пытался донести до нас различные способы ухода с линии атаки.

Достаточно необычным было также то, что по ходу объяснений сенсей Сонода часто вызывал из зала то одну, то другую пару и предлагал им выполнить техники в том ключе, в котором он только что объяснил. Причём в качестве своеобразного «примера» могли оказаться не только чёрные пояса, но и начинающие, которые порой смотрелись не намного хуже иных чёрных поясов.

Общая фотография с семинара
Общая фотография с сенсеем Сонодой

Сложно сказать, насколько такой подход оправдывает себя с методической точки зрения, но лично мне было безумно интересно посмотреть за работой людей из различных городов и клубов.

В целом, семинар прошёл достаточно интересно и бодро. Полагаю, что каждый из присутствующих смог вынести из него то, что готов был увидеть и воспринять.

Впечатления от семинара

Разговаривая с сенсеем Жаком Пайе прошлой осенью, мы коснулись довольно сложной и неоднозначной темы — различий в восприятии айкидо как боевого искусства в России и в Японии. По мнению сенсея Пайе айкидо совершенно не предназначено для драки, но, тем не менее, является боевым искусством, поскольку воспитывает в человеке дух, способность к концентрации и самодисциплине. Айкидо позволяет приобрести ощущение ма–ай (правильной дистанции), тайминга и взаимодействия с партнёром (или оппонентом). Насколько я понял, на прошедшем семинаре сенсей Сонода попытался это продемонстрировать максимально наглядным образом.

После завершения всех тренировок у меня осталось какое–то двойственное ощущение. С одной стороны, для людей, которые занимаются Айкидо Ёсинкан 5, 10, а то и 15 лет базовые принципы камаэ, ма–ай, тайминга и взаимодействия со своим уке должны быть уже хорошо знакомы, очевидны и более или менее устойчиво наработаны. В этом случае разделение техник на 8 отдельных этапов — это чрезмерное упрощение для опытных айкидок.

С другой стороны, если взглянуть на прошедшие тренировки объективно, то нельзя не заметить, что для многих наших коллег (как с белыми поясами, так и с чёрными) айкидо — это не более чем набор приёмов, которые (обладая определёнными физическими кондициями) можно выполнять так, как захочется. Вполне вероятно, что эти приёмы даже будут получаться на людях, физически более слабых. Ну а если в результате подобной работы удастся к тому же отломать напарнику руку, то всяческие дзансины и прочие камаэ совсем уж никому не нужны.

Такехико Сонода
Фотография нашей группы
с сенсеем Сонодой

Бесспорно, такой подход также имеет право на существование, однако, насколько я понял, целью сенсея Соноды было как раз обратить внимание присутствующих на то, что Айкидо Ёсинкан — это прежде всего камаэ, чёткость, отличное ощущение центральной линии и взаимодействие со своим партнёром. Сделано это было максимально акцентированно и методично. Если эта идея была правильно воспринята не только начинающими, но и большинством чёрных поясов, то цель семинара можно считать достигнутой.

Вместо заключения

Таким образом, прошедший семинар был посвящён не тому, как делать ту или иную технику, а тому, как следует отрабатывать техники Айкидо Ёсинкан в принципе. Подобный формат семинара мне в целом понравился. Не смотря на то, что новой информации было не очень много, мне было приятно потренироваться под руководством опытного мастера, а заодно в очередной раз задуматься о важности базовых принципов Айкидо Ёсинкан. Полагаю, что эти тренировки были очень полезны для начинающих, поскольку работа в предложенном формате поможет гораздо быстрее сформировать у них необходимые двигательные навыки. В не меньшей степени прошедший семинар был полезен и для многочисленных чёрных поясов. Они получили в очередной раз возможность вспомнить о том, чем Айкидо Ёсинкан отличается от многочисленных других стилей айкидо и прочих направлений боевых искусств.