Семинар сенсея Тсутому Чиды в Москве

На семинаре
Семинар сенсея Чиды

19 и 20 мая 2012 года в Москве проходил семинар по Айкидо Ренсинкай под руководством сенсея Тсутому Чиды (8 дан Айкидо Ёсинкан). Как хорошо известно любителям айкидо, мастер на протяжении 23 лет был учи–деши у сенсея Годзо Сиоды. После смерти учителя сенсей Чида продолжил свою работу в Хомбу додзё в качестве старшего инструктора Айкидо Ёсинкан. Во многом именно благодаря ему методика обучения стилю Ёсинкан была унифицирована и стандартизирована, приобретя современный вид. В 2008 году Тсутому Чида покинул Хомбу додзё и основал собственное направление Айкидо Ренсинкай. В рамках новой организации он продолжил заниматься инструкторской деятельностью в соотвествии с наработанными принципами и идеями. Таким образом, визит мастера такого уровня в Москву представлял безусловный интерес для любого айкидоки, вне зависимости от того, какой стиль он практикует: Ёсинкан или Ренсинкай. А потому я во что бы то ни стало решил поучаствовать в тренировках под руководством сенсея Чиды.

Организатором семинара выступила московская школа айкидо «Мисогикан», возглавляемая сенсеем Дэвидом Эйрзом. Стоимость участия в мероприятии была вполне адекватной по московским меркам и составляла 6 тысяч рублей. Для сравнения стоимость участия в недавно прошедшем семинаре Акиры Митсухаси (5 дан) была 8 тысяч. При этом сенсей Митсухаси — лишь один из молодых учеников Тсунео Андо, и его уровень несравним с мастерством бывшего додзё–чё Айкидо Ёсинкан. Вообще, организаторами семинара было сделано всё, чтобы айкидоки могли тренироваться в максимально комфортных условиях. Это было заметно не только по справедливой стоимости: для занятий был арендован большой зал на территории спортивного комплекса «Лужники»; к услугам занимающихся было небольшое кафе, где можно было посидеть между тренировками и попить чай; расписание занятий соблюдалось максимально точно. Никаких организационных залипух и разговоров о политике. Другими словами, участники могли сконцентрироваться непосредственно на тренировках и попытаться запомнить и понять как можно больше из того, что показывал сенсей Чида.

Общее фото
Фото с мастером на память

Всего в семинаре приняло участие примерно 80 айкидок из Москвы, Подмосковья, Краснодара, Камчатки и Приморского края. Из самарского клуба Айкидо Ёсинкан «Сейфукан» приехала небольшая делегация во главе с Антоновой Олесей. Также на тренировках присутствовали гости из Балаково и Санкт–Петербурга. Наш клуб на мероприятии был представлен делегацией в составе шести человек, а также группы усиления из Саранска в лице Арискина Сергея. Несмотря на большое количество участников, тренироваться можно было вполне свободно. Размеры зала позволяли. Что касается самого семинара, то он оказался крайне интересным и познавательным.

Признаться, я поначалу ожидал, что основное время семинара пройдёт в объяснениях каких–то базовых техник, размышлениях о философии и этикете айкидо, либо в скурпулёзном разборе базовых движений кихон доса. Разумеется, всё это достаточно полезно, но на интенсивную физическую нагрузку я особо не рассчитывал. Практика показала, насколько же я ошибся...

Первый день семинара

Первый день семинара предусматривал проведение пяти тренировок. В ходе первой из них сенсей Чида дал пояснения относительно некоторых элементов кихон доса, а также продемонстрировал ряд упражнений на развитие чувства центральной линии и правильной работы корпусом. Все последующие тренировки были посвящены отработке дю вадза. Были рассмотрены варианты свободной работы от подавляющего большинства атак, практикуемых в Айкидо Ёсинкан: шомен учи, ёкомен учи, шомен цки, катате и риоте мочи, ката мочи, катате айе мочи, различные варианты атак сзади. Также были продемонстрированы особенности работы в футари дори (против двоих нападающих) и саннин дори (против троих). Кроме стандартных атак участникам семинара удалось поработать от смешанных атак, когда уке атакует то левой рукой, то правой, свободно чередуя тип атаки. Большое внимание уделил сенсей Чида состоянию дзансин, в котором должен находиться айкидока в любой момент выполнения техники.

Антон Болотов
Хиджи шиме в самом разгаре

Вообще, первый день семинара был ориентирован явно не на новичков. Большое количество чёрных поясов, а также людей со старшими кю позволили сенсею Чиде провести первый день в формате самого настоящего интенсивного мастер–класса. При этом многие технические элементы вызывали заметные затруднения даже у обладателей 3–4 данов. Лично я несколько раз ловил себя на мысли, что несмотря на кажущуюся простоту движений, многие из них гораздо более сложные и тонкие, чем кажется на первый взгляд. Воспринять подобную информацию в полной мере удавалось далеко не всегда.

Кроме самого сенсея Чиды по залу постоянно курсировали Алексей Казаков и Дэвид Эйрз, которые в меру своих сил пытались объяснить занимающимся нюансы тех или иных отрабатываемых техник. Если Алексея Казакова мне доводилось видеть и раньше, то с Дэвидом я столь близко столкнулся по сути впервые. Мастер оказался довольно приятным пожилым человеком, который охотно поправлял и давал необходимые рекомендации занимающимся. Как оказалось, Дэвид сравнительно неплохо знает русский язык, хотя использует его в беглой речи с явным трудом. Во всяком случае, дабы не отнимать у человека время и силы я старался задавать ему вопросы на английском. Дэвид глядя на мои лингвистические потуги смеялся, хлопал по плечу, однако честно старался разъяснить те или иные непонятные детали на смеси русских и английских слов.

Хотя размеры зала позволяли занимающимся выполнять техники со страховкой, тем не менее, Чида сенсей предложил участникам сконцентрироваться не столько на падениях, сколько на плавности и своевременности входов. По его словам, самое главное, что можно отработать в дю вадза — это тайминг и ма–ай (правильная дистанция). Таким образом, хотя укеми практически никто не выполнял, многократное повторение самых разных дю вадз постепенно истощили силы айкидок. Во всяком случае я после окончания тренировок с большим трудом дополз до дома, размышляя о том, удасться ли пережить следующий день или нет.

Второй день семинара

На следующий день я лично шёл в додзё с некоторой опаской. Разумеется, мне исключительно понравилось заниматься днём ранее, но сил ещё на 4 тренировки в таком ключе у меня могло бы уже и не хватить. Судя по комментариям некоторых моих коллег, подобные мысли посещали не меня одного. Тем не менее, сенсей Чида решил провести тренировку в гораздо более спокойном стиле. Он сказал, что в этот день намерен рассмотреть принципы различных контролей и воздействий айкидо. Признаться, я подумал, что сейчас мы начнём отработку стандартных базовых техник. В конце концов Чида сенсей — один из главных действующих лиц общеизвестной энциклопедии Айкидо Ёсинкан. И опять–таки мои ожидания не оправдались.

Секреты
Сергей Арискин выпытывает
секреты айкидо

Мастер не стал давать участникам возможность поотрабатывать кихон вадза, видимо, справедливо полагая, что для этих целей прекрасно подходят повседневные тренировки. Всё внимание он уделил именно принципам воздействий. Не секрет, что многие из наших коллег предпочитают любой контроль выполнять за счёт того, чтобы посильнее, да порезче крутануть руку своего товарища в несвойственном (для руки) направлении. Разумеется, получается это обычно довольно болезненно, а порой даже эффективно. Этот этап работы, наверное, должен пройти каждый начинающих айкидока, но сенсей Чида наглядно продемонстрировал, что на нём ни в коем случае нельзя останавливаться.

Практически все воздействия, которые продемонстрировал мастер (никкадзё, санкадзё, ирими наге, хиджи шиме, коте гаеси), выполнялись исключительно за счёт правильной стойки, координированных и идеально синхронных движений и потрясающего чувства равновесия. Боли при этом совершенно не ощущалось.

Эта часть семинара удивительно напомнила мне крайние семинары сенсея Пайе, когда тот неоднократно подчёркивал, что любую технику можно выполнить резко, болезненно и эффективно, но это уровень первого, максимум второго дана. Задача дальнейшей работы состоит в том, чтобы научиться мягко контролировать партнёра, не входя с ним в прямой конфликт и не причиняя ему ни малейшего вреда. Разумеется, такая работа гораздо более сложная, но и более интересная. Можно сказать, что это высший пилотаж айкидо, отличающий это боевое искусство от множества других направлений единоборств.

Было забавно наблюдать, как люди один за другим подходили к сенсею Чиде и просили его выполнить никкадзё на своей собственной руке. Мастер начинал улыбаться, но ни разу не отказывал. Полагаю, что за второй день семинара он выполнил всяческих коте гаеси или санкадзё больше, чем за иной месяц у себя в Японии. Как бы то ни было, Чиде, кажется нравилось такое рвение наших соотечественников, и он пребывал в хорошем расположени духа. Когда кто–то из участников семинара ему пожаловался, что у него никак не получается расслабленно выполнить никкадзё, то мастер смеясь ответил, что если обоим продолжать есть так много русской еды, то техника никогда не получится.

Максим Быковский
Отработка коте гаеси на
крупных уке

Вместо заключения

Прошедший семинар, наряду с двумя крайними семинарами сенсея Пайе, я могу смело отнести к наиболее интересным среди тех, что мне удалось посетить за последние лет десять. Возможно, я просто иначе стал воспринимать ту информацию, которую мастер пытается донести до участников, однако следует признать, что и сами семинары тоже были немного необычными. Например, сенсей Чида на своих тренировках ни разу не коснулся вопросов кихон вадза. Особенности правильного выполнения кихон доса были затротнуты лишь на самой первой тренировке, и то вскользь. Основное время было уделено либо наработке плавности перемещений и тайминга (как в дю вадзах первого дня), либо объяснению принципов различных воздействий.

Полагаю, что прошедшие занятия нельзя рассматривать как обычные тренировки. Это был настоящий мастер–класс, в котором каждый мог увидеть и понять то, что позволял ему собственный опыт и знания. В завершении отчёта хотелось бы поблагодарить сенсея Тсутому Чиду за отличный семинар, а организаторов за предоставленную возможность потренироваться под руководством известного мастера.