Айкидо и тайцзицюань: есть ли сходства?

Что общего между айкидо и тайцзицюань? Ответить на этот вопрос непросто, так же как непросто найти общее между красным и круглым. Но это только на первый взгляд. Имея определенный опыт в изучении айкидо и небольшой, но все же опыт, в освоении тайцзицюань, я вижу эти сходства и очень им радуюсь, как радуешься, когда вдруг начинаешь понимать главную интригу в захватывающем фильме. В представленном эссе я бы хотел поделиться с вами своими соображениями на тему сходства айкидо и тайцзицюань. Оно не претендует на какую–либо научную обоснованность — это лишь моё личное мнение по обозначенному в названии вопросу. Но будет очень здорово, если это вдохновит кого–либо из практикующих айкидо попробовать тайцзицюань или, наоборот, приверженцев тайцзицюань обратить своё внимание на айкидо, чтобы лучше понять единые принципы этих боевых искусств.


Олег Красовский
Тайцзицюань, как китайская
оздоровительная практика

Находясь в движении, пребывай в покое

Тайцзицюань (или, как его сокращенно называют приверженцы, «тайцзи») — это древняя разновидность китайского ушу, относящаяся к категории «внутренних» стилей. «Внутренняя» означает, во–первых, что тайцзи имеет исконно китайские корни, во–вторых, что подавляющая часть работы в тайцзи как бы происходит внутри человека, это работа с внутренней энергией ци (ки).

Айкидо же — это достаточно современное японское боевое искусство, обозначающее путь слияния с жизненной энергией ки (ци), путь гармонизации духа.

Исходя только из одних определений, не углубляясь даже в технические нюансы, можно понять, что и айкидо, и тайцзи направлены на освоение принципов управления внутренней энергией человека, которая в китайской традиции называется ци, а в японской — ки. Это главная метафизическая цель данных боевых искусств.

Практикуя айкидо или тайцзицюань, мы учимся не просто бить руками или бросать своего противника, а в первую очередь стремимся научиться управлять своей энергией.

Конечно, и тайцзюцюань, и айкидо учат конкретным боевым приёмам, учат бить, хватать, проводить броски и прочие технические действия. Но это не конечная цель занятия этими боевыми искусствами. Однако многие останавливаются лишь на этом прикладном аспекте, и это их абсолютное право. Те же нерды, которые стремятся познать всю суть, всегда находясь на пути постижения рассматриваемых боевых искусств, оказываются перед лицом необходимости познания энергии тела, энергии движения, энергии взаимодействия.

В айкидо мы учимся максимально задействовать энергию ки за счет расслабления, правильного тонуса всего мышечного корсета, правильного положения тела (камае), прямой спины, центральной линии. Мы овладеваем принципом чусин рёку, то есть учимся направлять нашу энергию вдоль сильной центральной линии тела. Существуют стили айкидо, которые посвящают овладеванию принципами управления внутренней энергией большую часть времени (например, Ки Айкидо).

В тайцзи наблюдается ещё более глубокий подход к освоению внутренней энергетики. С самых первых шагов ученик погружается в энергетическую тематику. Каждое упражнение направлено непосредственно на проработку энергии и её каналов. Тайцзицюань является комплексной системой и включает в себя такие разделы, как: цигун, медитации, формы, практическое применение. Так, различные цигуны в рамках тайцзицюань как раз и являются теми специфическими упражнениями по работе с энергией ци, где мы прокачиваем свою внутренюю энергетику, развиваем её, прорабатываем энергетические каналы.


Мягкое одолевает твердое

В айкидо и тайцзицюань используется одна и та же стратегия несопротивления воздействию. На практике это означает, что когда вас толкают, вы отходите или вращаетесь, а когда вас тянут, вы двигаетесь вперед.

Занимаясь айкидо, мы стараемся по максимуму использовать силу противника против него самого. Для этого мы пытаемся как можно более эффективно и своевременно вписаться в атаку и как бы подключиться к атакующим действиям оппонента. Чтобы это хорошо получалось, наше тело должно быть в тонусе, но при этом достаточно расслабленным, дабы иметь возможность реагировать на любые изменения в действиях партнера.

Тайцзицюань
Круговые движения — основа тайцзицюань

В тайцзи мы используем «липкие» руки, как бы прилипая к атакующим движениям оппонента и возвращая энергию нанесённого по нам удара обратно. При этом мы так же должны быть расслаблены и собраны. Это является одним из ключевых моментов рассматриваемого боевого искусства.

Таким образом, несмотря на различия в техническом арсенале приёмов, в тайцзицюань и айкидо используется единый принцип обманчивой податливости с целью завладеть энергией атакующего и использовать эту энергию для самообороны.


Медитация — способ заглянуть внутрь себя

Многие, наверное, скажут, что в айкидо не медитируют... И всё же в айкидо медитируют. Конечно, если говорить о медитации, как о неком процессе, когда мы сидим в позе Лотоса и концентрируемся на отсутствии мыслей, то да, такую медитацию на тренировках мало кто практикует. Ею, скорее, занимаются отдельные адепты айкидо, те, кому это особенно интересно. Однако я понимаю под медитацией гораздо более широкий процесс.

Вспомните, как мы начинаем и завершаем каждую тренировку айкидо. Мы сидим в позиции сейдза перед шоменом, закрыв глаза. О чём мы думаем в этот момент? Наверное, все о–разном. Обычно в начале тренировки мы таким образом пытаемся выкинуть из головы всё лишнее, сосредоточиться на предстоящем занятии, настроиться на плодовторную работу, расслабиться и акцентироваться на своём центре (тандэне). В конце тренировки мы восстанавливаем дыхание, прокручиваем в голове то, что делали на занятии, успокаиваемся и опять–таки концентрируемся на тандэне. Что это, если не медитация?

Возьмём другой пример. Когда мы упорно делаем кихон доса (в Айкидо Ёсинкан) или полностью поглощены исполнением какой–либо повторяющейся техники, мы, по сути, занимаемся динамической медитацией. В такие моменты все наши мысли полностью сконцентрированы на конкретном действии, всё наше сознание уходит в это действие.

Таким образом, в айкидо практикуется медитация. Да, это специфическая медитация, но тем не менее она выпоняет свою главную роль — помогает нам заглянуть внутрь себя.

Говоря о медитации в тайцзицюань, прежде всего, имеют в виду «тихие сидения» (в китайском языке нет термина, который бы дословно обозначал медитацию в западном понимании). «Тихие сидения» представляют собой комплекс, состоящий из правильного положения тела, правильной постановки дыхания и определенных последовательных визуализаций. «Тихие сидения» в тайцзи отличаются друг от друга в зависимости от уровня, на котором находится практикующий.

Наиболее известным вариантом «тихого сидения» является «внутренняя улыбка». Суть данной медитации сводится к поочередной визуализации основных своих внутренних центров и органов, ассоциировании их с определённым цветом и внутренней улыбки этим центрам и органам. То есть мы представляем себя и каждый свой орган в отдельности идеально здоровыми и гармоничными и как бы улыбаемся сами себе. Все это сочетается с определенного рода дыханием.

Олег Красовский
В Айкидо Ёсинкан также
практикуются круговые движения

Посредством «тихих сидений» в тайцзицюань мы тоже пытаемся проникнуть внутрь себя, найти себя среди потока разнообразных мыслей, встретиться с самим собой и, улыбнувшись себе, обрести гармонию и спокойствие.


Плавно не значит медленно, резко не значит быстро

Как в айкидо, так и в тайцзицюань мы практически не используем резких, рваных движений. Все наши движения плавные, закругляющиеся. Такой характер движений соответствует природным законам, естественному потоку энергии в пространстве. И действительно, в природе даже острые обломки камней с течением времени округляются.

Движения в айкидо проходят по круговой траектории. Если мы делаем тенкан (разворот), то мы вращаемся вокруг неподвижной оси передней ноги, разворачивая своё тело на 180 градусов и уходя таким образом от атаки. Если мы делаем ирими (вход прямо в атаку), мы с виду двигаемся прямо вперед, но по факту, совершаем круговое движение вперёд, одновременно уходя с линии атаки и входя в атаку партнёра. В айкидо мы соблюдаем принцип круга в своих движениях и стараемся двигаться плавно. Подобная тактика оптимизирует движения, делая его стремительным. Если посмотреть, как выполняют технику мастера айкидо высокого уровня, можно заметить, что они двигаются очень плавно, совершая круговые движения, и, тем не менее, их движения молниеносны.

Когда мы выполняем формы тайцзи, наши ноги и руки совершают плавные дугообразные движения. При этом каждое движение очень наполненное и несёт в себе огромный заряд потенциальной энергии. Любое из этих плавных и медленных движений формы может при необходимости обрести мощное и скоростное практическое применение, не потеряв при этом своей плавности и текучести.

Перечислять сходства айкидо и тайцзицюань, наверное, можно еще очень долго. И вы сами можете привести ещё немало примеров таких сходств. Ясно одно: эти сходства есть. Это роднит рассматриваемые боевые искусства, ведь оба они направлены прежде всего не на овладение искусством драки, а на внутреннее саморазвитие тренирующегося. В широком смысле слова и айкидо, и тайцзицюань помогают нам становиться лучше. В этом, на мой взгляд, заключается истинное предназначение любого будо.

Олег Красовский

01.05.2017