Интервью с сенсеем Сабуро Такашимой

В период с 19 по 21 мая 2017 года в Санкт–Петербурге проходил Межрегиональный семинар по айкидо под руководством сенсея Такашима Сабуро (6 дан Айкидо Сенгенкан). Учитывая тот факт, что сенсей Сабуро является выпускником знаменитых курсов «Сеншусей», а также был учи–деши сенсея Иноуэ в годы расцвета Айкидо Ёсинкан, такое мероприятие не могло не привлечь пристального внимания айкидок из различных городов нашей необъятной Родины.

Помимо интересных и познавательных тренировок сенсей Сабуро любезно согласился ответить на целый ряд непростых вопросов, которые не менее любезно подготовила наш внештатный корреспондент Мария Воробьёва (2 дан Айкидо Ёсинкан). Видеозапись данного интервью была опубликована на сайте ранее (а теперь опубликована и здесь).

В дальнейшем, информбюро подготовило текстовую версию интервью и согласовало его с сенсеем Сабуро. Сенсей что–то добавил, что–то подправил... Зато теперь у нас есть возможность ознакомиться с полной текстовой версией этой интереснейшей беседы.


Сенсей, мы благодарны Вам за визит в Санкт–Петербург и этот прекрасный семинар. Также, мы очень рады, что Вы любезно согласились ответить на некоторые наши вопросы... Не могли бы Вы рассказать нам о своём первом опыте в Ёсинкан Айкидо? Когда вы впервые пришли в додзё и почему решили начать заниматься

Сенсей Сабуро Такашима. Я впервые столкнулся с айкидо, когда учился в университете. Мы учились вместе со старшим братом, и он практиковал как раз Айкидо Ёсинкан.

Кроме того, у меня был друг из Соединённых Штатов Америки, который однажды приехал в Японию. Он занимался Айкикай, и поэтому мой брат предложил сходить посмотреть на тренировку в Ёсинкан Хомбу додзё. В итоге мы сходили туда вместе с другом, но речь не совсем об этом.

Моя личная встреча с Ёсинкан произошла, когда я уже окончил университет в Токио. После выпуска я решил отправиться в США, чтобы изучать там театральное искусство. У меня было несколько месяцев, три или четыре, чтобы подготовиться и поднакопить немного денег для учёбы. Также, я пытался посмотреть как можно больше всего, связанного с японскими традициями: храмы, алтари… Школы традиционных боевых искусств также были в этом списке. Поэтому я пошёл в главное додзё Ёсинкан Айкидо, чтобы расширить свои знания о японской культуре.

Я пришёл в додзё в декабре 1996, представился. Там все знали моего старшего брата, поэтому они пригласили меня в офис, предложили чай, мы немного пообщались. Они сказали мне: «Ты должен изучать айкидо». Сначала я ответил: «Нет, я собираюсь в США через 4 месяца». Мне ответили, что четырёх месяцев вполне достаточно... Так я и решил остаться.

Интервью

Получается, что вы изначально не собирались серьёзно тренироваться. Как же вы оказались на курсах «Сеншусей».

Сенсей Сабуро Такашима. Я тренировался по утрам и ничего не знал о том, как функционирует мир Айкидо Ёсинкан. Понемногу, примерно с февраля–марта, я начал замечать, что в Хомбу додзё прибывает много студентов–иностранцев. Я не знал зачем они приезжают. Оказалось, что их цель — курсы «Сеншусей», которые должны были начаться с апреля.

Инструкторы–японцы не знали английского, поэтому не понимали всех учеников–иностранцев. Я немного знал английский, поэтому помогал им с переводом, и постепенно сенсеи стали думать, что Такашима, то есть я, тоже был членом этой интернациональной группы

Вопрос обо мне дошёл до сенсея Чиды «через третьи руки»: «Такашима тоже собирается участвовать в курсах». Это была ошибка,однако, так я и оказался в группе.

До того дня, как тренировки не начались, я даже не знал, что это курсы «Сеншусей»... Это было довольно тяжело — тренироваться один год с офицерами полиции, и мне удалось успешно выпуститься вместе с этими людьми.

И тогда настало время покинуть Японию и отправиться в США, верно?

Сенсей Сабуро Такашима. Ещё до того, как курсы «Сеншусей» закончились, сенсей Чида (в то время он был старшим инструкторм Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан, сенсей Кёичи Иноуэ был Канчо) подошёл ко мне и спросил, не заинтересован ли я в том, чтобы стать учи–деши. Разумеется, я совершенно не был заинтересован в том, чтобы сделать айкидо профессией всей своей жизни, поэтому, я ответил: «Нет, спасибо, я собираюсь отправиться за границу учиться». Он сдался.

В Хомбу додзё была группа для профессиональных инструкторов (группа сиханов). Международная секция этой группы состояла из иностранцев, которые окончили курсы «Сеншусей» и остались в додзё, чтобы преподавать другим приезжающим. После того, как я поговорил с сенсеем Чидой о своей карьере учи–деши меня пригласили в эту международную инструкторскую группу. Мне сказали, что после одного года курсов «Сеншусей» я могу ходить куда угодно. Я подумал, что, возможно, это была не такая уж и плохая идея, поскольку я уже потратил все сэкономленные на учёбу деньги, во время прохождения курса. Я вынужден был опять работать, чтобы накопить деньги снова. Таким образом, я решил посещать тренировки для международных инструкторов после «Сеншусей».

Чида сенсей вновь позвонил мне и сказал: «Такашима, я понимаю, что ты решил заниматься в инструкторской группе. Однако мы готовы тебе платить, если ты станешь учи–деши». Я ответил, что вполне понимаю, что такое шанс может выпасть только раз в жизни, однако, я не готов к этому. Чида продолжил: «Почему ты не хочешь попробовать года два? Только два года, а потому уже примешь окончательное решение». Я сказал: «Позвольте мне подумать об этом. Может быть два года... Да». Именно так я и присоединился к Айкидо Ёсинкан.

Разумеется, после того, как ты стал учи–деши, ты уже не можешь оставить школу. Как вы понимаете, в этом и состояла основная ловушка:).

На семинаре

Позвольте уточнить одну деталь. Кто был Вашим учителем, когда Вы были учи–деши?

Сенсей Сабуро Такашима. В то время сенсей Иноуэ был главой Хомбу додзё (канчо). В основном, как первый учи–деши, я должен был всячески заботиться о жизни сенсея Иноуэ. Всегда быть на месте, приносить чай, убирать комнату, готовить для него, помогать ему принимать душ... Всё, как вы понимаете.

И поскольку я знал английский, я всегда сопровождал сенсея Иноуэ на его зарубежных семинарах. И затем, когда сенсей Чида начал ездить в другие страны на семинары, я также помогал ему. Как учи–деши, я был учеником сенсея Иноуэ, однако с технической точки зрения, именно сенсей Чида был тем, кто обучал меня длительное время.

Какое Ваше лучшее воспоминание о курсах «Сеншусей»?

Сенсей Сабуро Такашима. Одна из наиболее замечательных вещей в «Сеншусей» это то, что тренировки на них очень, очень тяжёлые. Все учителя очень суровы, очень молчаливы. Они реально норовят пнуть вас под зад (смеётся). И все участники курса постоянно кричать, становятся немного бешенными. Я должен сказать, что мои лучшие воспоминания связаны с тем, что во время «Сеншусей» я нашёл новых друзей: мы вместе страдали в этой заднице мира (смеётся). Это исключительно уникальный жизненный опыт. Это как друзья на войне, когда вы вместе и сходите с ума, и плачете.


Все ли участники курсов стали преподавать? Кто Ваши друзья по курсам? Преподают ли они сейчас?

Сенсей Сабуро Такашима. Наша группа состояла из 24 участников. Однако только 18 из них приехал, и, я думаю, что 14 выпустились. Четверо были отчислены.

Не все участники стали преподавать после окончания курсов. Может быть 7 или 8. Я полагаю, что это уже достаточно хорошее достижение.

В составе этой группы был сенсей Джон Маршалл из Мельбурна — ученик сенсея Джо Тамбу. Он до сих пор активен как инструктор в Австралии. Сенсей Пегги Ву и сенсей Даррен Френд являются инструкторами в Сиднее. Ромео Балларес — один из ведущих инструкторов сейчас, сихан на Филиппинах. Они успешно преподают за рубежом.

Курсы «Сеншусей» были столь интенсивными, что многие участники просто перегорели и прекратили свои тренировки после выпуска. Им было достаточно и этого.

На детской тренировке

Доводилось ли Вам встречаться с Канчо Годзо Сиодой? Каковы Ваши впечатления?

Сенсей Сабуро Такашима. К сожалению, когда я стал сеншусеем, прошёл уже год, как Канчо Годзо Сиода оставил нас. Таким образом, у меня не было возможности встретиться с ним. Однако, что я помню о тех временах, когда я стал учи–деши — дух Годзо Сиоды по прежнему оставался в додзё Ёсинкан. Тренировки были очень интенсивными, однако всё проходило, в то же самое время, очень весело.

Особенно, поскольку я был учи–деши Канчо Иноуэ, он третировал меня в традиционном стиле, который перешёл к нему от Сокаку Такеды, Морихея Уэсибы, Годзо Сиоды. Они всегда следовали за одним мастером в качестве учи–деши и заботились о своём сенсее. Эта история была передана, как очень личная информация для учи–деши, это до сих пор остаётся внутри меня, это настоящее сокровище внутри меня.

Сенсей, сейчас у вас есть собственное додзё Айкидо Сенгенкан в Ками Очиай Такаяма — том самом месте, где Хомбу додзё было основано и располагалось на протяжении очень длительного времени. Когда и как вы открыли свою школу? Почему вы решили сделать это?

Сенсей Сабуро Такашима. Я открыл свою собственную школу, думаю, лет 8 назад. В 2008 году было решено вернуть сына Годзо Сиоды в Хомбу додзё и назначить его канчо школы Ёсинкан. В то время сенсей Иноуэ был канчо, а сенсей Чида был старшим инструктором, поэтому они оба решили оставить додзё, чтобы освободить место для сенсея Ясухисы Сиоды. Поскольку я был учи–деши сенсея Иноуэ и сенсея Чиды, то решил: «О! Это возможность оставить айкидо...». Я подумывал о том, чтобы совсем оставить айкидо, чтобы, возможно, поискать новые возможности в жизни. И я ушёл 10 или 11 лет назад.

Однако дело обстояло так, что после моего ухода сенсея Иноуэ приглашали в различные страны на семинары и, конечно, поскольку я был его учи–деши, я должен был помогать ему. Каждый раз, когда мы приезжали в Германию сенсей Пол говорил: &Laquo;Иноуэ сенсей, приезжайте снова на следующий год, пожалуйста». Ох, я думал: «Чёрт!». Ну, вы понимаете. Кроме того, сенсей Чида организовал новую школу «Ренсинкай». Я также был одним из начальных инструкторов, которые помогали ему основать группы. В действительности, было очень сложно покинуть мир айкидо.

И 8 лет назад Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан решило покинуть изначальное, последнее додзё Канчо Годзо Сиоды в Очиай, Синдзюку. Это было большое додзё, а здание было спроектировано специально под додзё, однако, они всё равно решили оставить его.

Глубокоуважаемый мистер Такаяма был владельцем этого здания, он был сыном друга Канчо Сиоды с которым они вместе открыли это додзё. Он связался со мной и спросил, не мог бы я поспособствовать возврату сенсея Чиды и сенсея Иноуэ обратно в организацию. Я знал, что это было достаточно сложно, поскольку сенсей Чида уже открыл свою собственную школу, у сенсея Иноуэ также уже было своё направление.

Тем не менее, мы попробовали добиться этого вместе, однако, по причине различных административных тонкостей это было уже невозможно. И тогда мистер Такаяма назначил меня главой этой школы. Так, 8 лет назад мы открыли это додзё в Очиай. Названием организации было «Сенгенкан», а я стал шеф–инструктором. Когда мы начинали, у нас не было ни одного ученика.

Наша с мистером Такаямой идея состояла в том, чтобы привнести определённый вклад в общество и детское образование, чтобы построить мост между Японией и другими странами с помощью айкидо. Так, я решил работать с этим глубокоуважаемым джентльменом, чтобы достичь нашей общей мечты. Это было довольно сложно.

На чём Вы сейчас сфокусированы, развивая своё додзё? Как много людей обычно посещает Вашу школу?

Сенсей Сабуро Такашима. Их количество увеличивалось очень медленно. Сейчас у нас 50 учеников, 25 детей и около 25 взрослых. На это ушло 8 лет. Однако я, в действительности, не стремлюсь привлечь как можно больше учеников. Я предпочитаю уделять больше времени развитию той системы, которая поможет нам понять принципы айкидо и даст нам возможность передать эту идею для будущих поколений. Если говорить о моём персональном опыте учи–деши Айкидо Ёсинкан, то это очень твёрдые базовые (ката) формы.

Однако многие люди имеют различные сложности с тем, чтобы заставить техники айкидо работать. Поэтому я стараюсь усердно работать над выработкой у них той формы, ощущений айкидо, которые отражают его принципы, и обучаю их развивать эту систему.

На экзамене

Как Вы думаете, Айкидо Ёсинкан достаточно популярно и распространено в мире? Видите ли Вы здесь какие–либо тенденции?

Сенсей Сабуро Такашима. И да, и нет. К сожалению, если быть откровенным, я не осуждаю здесь иностранные додзё, однако, повсюду я вижу множество школ, которые слишком вовлечены в политику. Я думаю, что ответственность за это лежит не на иностранных додзё. Я полагаю, что это наша ответственность, ответственность японской стороны. Это наша ситуация. Приношу за это извинения.

Однако в тоже самое время, как человек, обладающий опытом обучения в качестве учи–деши, я понимаю каждого сихана, инструктора, которые хотят стать независимыми. После ухода Канчо Годзо Сиоды они захотели утвердить свой собственный путь — Чида сенсей, Андо сенсей, Такено сенсей... Они были  составе этой сильной организации длительное время. И сейчас настало время для них уйти и найти, чем айкидо является для них.

В настоящий момент Ёсинкан разделился, и я не вижу в этом исключительно негатив, я вижу в этом и нечто хорошее. Если бы это не произошло, я, возможно, был вынужден в любом случае оставить Ёсинкан. А поскольку это всё–таки произошло, я до сих пор его практикую.

Поэтому я не могу дать однозначного ответа на ваш вопрос, однако, я считаю, что в Ёсинкан есть очень хорошая вещь — чёткая система преподавания: раз, два, три, четыре, пять.

Но я также думаю, что очень важно не просто практиковать форму, но увидеть значение этой форме, что она означает. И, разумеется, это задача инструктора сформулировать, в чём состоит то или иное значение каждого ката и формы.

Вы занимаетесь айкидо на протяжении многих лет. В чём состоит Ваша собственная идея Айкидо Ёсинкан? Основная цель, смысл...

Сенсей Сабуро Такашима. Я до сих пор борюсь с тем, чтобы найти ответ на этот вопрос. Однако я думаю, что главный смысл Ёсинкан состоит в том, чтобы вписаться, стать одним целым с противником или партнёром. И очень важно сформировать свою линию, свой центр. Это и сильное камаэ, и умение сфокусировать силу. И через развитие этих принципов вы сумеете приобрести навык того, как стать одним целым, как вписаться и гармонизироваться... Стать одним целым с вашим партнёром. Отличительная особенность Ёсинкан — это сила вашей центральной линии, сила вашей фокусировки. Делая так, вы научитесь быть одним целым с партнёром. Я думаю, это основная особенность Ёсинкан. И я до сих пор работаю над этим.


Один из вопросов, которых я не могу избежать. Возможно ли использовать Айкидо Ёсинкан во время конфликтов на улице? Например, во время тренировки я всегда теряюсь, когда мой уке — большой парень...

Сенсей Сабуро Такашима. Я понимаю ваш вопрос очень хорошо, поскольку сталкивался с ним на своём опыте. Что я точно знаю — я никогда не использовал айкидо на улицах. Поскольку это боевое искусство, то вы развиваете способность дистанцироваться он таких сложных ситуаций. Вы всегда держите себя подальше от опасности. Это очень важно.

Что касается того, почему некоторые техники не работают. Они не работают из–за конфликта. И я думаю, что в технике очень важно сфокусироваться на том, как объединиться с вашим партнёром. Люди спрашивают, работают техники или нет, и я понимаю их. Однако всё это из области объединения. Если нет объединения — они не работают. Если вы объединяетесь — работают.

Иногда сделать технику на уке не удаётся. Вам определённо требуется его помощь. Если техника не работает, то у человека может возникнуть неправильное мнение о целях тренировок. Поэтому, разумеется, чтобы техники работали, вы должны тренировать ощущение центральной линии, камаэ и, конечно, базовых перемещений. И ещё очень важно, чтобы вы были открыты и скромны. Вы должны избавиться от своего эго. Вы должны оставаться спокойными и уважительными по отношению к партнёру, должны помогать друг другу работать вместе. Я полагаю, вы вполне способны совершенствоваться в этом направлении. Однако это требует времени.

Уделяете ли Вы внимание физической подготовке в Вашем додзё? Важно ли бы сильным или нет? Например, для девушек. Как их техника может стать мощнее без использовании мышц?

Сенсей Сабуро Такашима. Я, действительно, не фокусируюсь на физических аспектах. Больше внимания уделяю центральной линии и духу, концентрации, построению своего тела. С помощью тренировок и отработки форм, я думаю, вы можете научиться ментальной концентрации также хорошо, как вы развиваете своё тело. И в моём додзё я акцентируюсь на отработке форм. Ситэ и укэ должны понять, как объединиться друг с другом.


Что вы думаете о соревнованиях в Айкидо Ёсинкан?

Сенсей Сабуро Такашима. Я думаю, соревнования — это очень хорошо. Они позволяют хорошо концентрироваться. Соревнования мотивируют учеников, помогают им развивать свои навыки, фокусировку. Однако в айкидо нет места кумитэ (спаррингам).

Я думаю, соревнования лучше всего мотивируют подрастающее поколение. Это не вопрос победителей и проигравших, это вопрос гораздо более глубокий... И когда мы говорим о соревнованиях, я могу сказать, что практикую соревнования в айкидо для детей.

Полагаю, что подобная практика должна быть в айкидо, это позволяет разнообразить нашу жизнь. Соревнования это иногда не просто золотая медаль. Вот вы выиграли соревнования, и что дальше? Стали ли вы счастливыми? Если да, то насколько?

Интервью

Что бы вы хотели сказать людям в России, которые занимаются Айкидо Ёсинкан? Есть ли вас какой–нибудь совет для нас?

Сенсей Сабуро Такашима. Что касается России, то Ёсинкан здесь появился очень поздно   в 90–х годах. Многие сиханы: Иноуэ сенсей, Терада сенсей, Чида сенсей, Андо сенсей, — приезжали в Россию и проводили здесь семинары. И, я полагаю, многие российские инструктора и школы вполне успешны.

Но в то же самое время, я считаю, что очень важно для русских понять все особенности наших отличий в менталитете, я имею в виду отличия в культурах между Россией и Японией. Японцы, как вы знаете, живут на маленьких островах, поэтому они развили способность общаться, умение говорить правду без слов. Поэтому мы понимаем друг друга, даже если не говорим об этом прямо.

Это доставляет много сложностей иностранцам, иногда трудно понять наши правила. Мы называем их «тихие правила». Например, если вы изучаете искусство под руководством мастера, эти отношения никогда не заканчиваются, никогда не меняются, даже если вы откроете свою собственную школу. Очень важно для вас получить соответствующее разрешение.

Многие русские, не только русские, но вообще иностранцы, очень любопытны и хотят узнать что–то новое, научиться этому. При этом они перепрыгивают, игнорируют протоколы японских традиций. Многих японских инструкторов это приводит в изумление.

Поэтому я бы хотел попросить россиян постараться понять эти культурные особенности, по которым не стоит вступать в полемику с японцами. Очень важно всегда оказывать уважение своему учителю.

Для меня также очень важно оглядываться назад, пытаться пройти тем путём, которым уже прошёл учитель. В Японии мы тренировки называем «кейко». Если перевести это слово, то оно будет означать «смотреть в прошлое, смотреть на историю». Я абсолютно согласен с этой идеей. Я всегда смотрю назад в прошлое: дайто–рю, Уэсиба сенсей, Канчо Сиода... Я бы хотел иметь шанс встретиться с сенсеем и иметь возможность задать ему вопросы точно так же, как вы это делаете сейчас.

Вы были в России уже много раз. Собираетесь ли Вы приехать сюда ещё раз в ближайшее время?

Сенсей Сабуро Такашима. Я приезжаю в Россию, в Санкт–Петербург каждый год. Шеф–инструктор додзё «Генбукан» сенсей Игорь Рогов пригласил меня и моего шефа сенсея Такаяму на Камчатку, с тем, чтобы увидеть красоту природы Дальнего Востока России. Мы очень восхищены этим.

Я собираюсь провести там семинар. Сенсей Игорь служил на Камчатке во флоте, поэтому он знает те места.

15.10.2017