Воспоминания сенсея Мори о своём обучении в качестве учи деши

Мой рассказ, как последнего учи деши мастера Годзо Сиоды в позднем периоде его жизни, начинается с воспоминаний тех сильнейших впечатлений, которые я испытывал в Хомбу Додзё в течение своего десятилетнего периода обучения под руководством великого человека, считавшегося последним настоящим мастером боевых искусств Японии.

Мичихару Мори и Годзо Сиода
Годзо Сиода и Мичихару Мори

Термин «учи деши» означает «ученик, живущий при додзё», помогающий своему сенсею в течение всего дня в его бытовой деятельности, и держащий под ежеминутным контролем все аспекты своей собственной жизни. Постоянно работать над своей техникой — главная обязанность учи деши, поскольку она демонстрирует его решимость посвятить себя обучению.

Годы, проведённые в Хомбу Додзё в качестве учи деши, были очень тяжелым периодом моей жизни. Каждодневные интенсивные тренировки начинались рано утром и продолжались до позднего вечера. В них, наряду с обычными учебными занятиями, входили также различные тренировки с полицией, силами общественной безопасности и международные курсы инструкторов.

Как учи деши, я был ответственен за помощь мастеру в его повседневной жизни и, в то же время, должен был непрерывно отрабатывать техники айкидо есинкан и повышать свой уровень. Например, мой самый продолжительный день мог выглядеть так: к 6 часам утра я уже должен был закончить уборку додзё, ванных комнат, душевой, раздевалок и комнаты сенсея. Затем, у меня были девятичасовые дневные тренировки в различных группах, которые завершались к 9 часам вечера. После этого, в течение, наверное, нескольких часов, я мог тренироваться самостоятельно с другими учениками вплоть до 23:30.

Обычно тренировочный день учи деши длится около десяти часов, включая индивидуальные занятия, шесть дней в неделю. Для сравнения, у обычных занимающихся тренировки длятся около двух часов три раза в неделю. По эффективности, один год тренировок в качестве учи деши должен быть равен где–то десяти годам обычных занятий.

Четыре часа тренировок учи деши занимают специальные курсы, называемые «Сеншусей–гейко», прохождение которых в течение 9 месяцев является обязательным перед тем, как ты сможешь стать учи деши в есинкан айкидо. После этого, ты должен продолжить посещение курсов ещё в течение двух или трех лет. «Сеншусей» обозначает ученика, который решил посвятить себя изучению какого–то одного предмета, а «гейко» означает тренировку.

Сенсей Мори выполняет технику буки ваза
Сенсей Мори выполняет технику
против вооруженного уке

Предполагается, что в первые девять месяцев вы изучите всё, начиная с базовых и заканчивая продвинутыми техниками. Десять отобранных представителей японских сил самообороны посещают эти курсы каждый год. Для того, чтобы быть отобранным, необходимо иметь как минимум 3–й дан в дзюдо, кендо или карате. Покинуть курсы на полпути будет означать, что вам также придётся расстаться с работой. Что характерно, они принимают участие в курсах в том случае, если хотят получить повышение по работе в дальнейшем.

Тренировки на этих курсах состоят из трёх частей, начиная с базовых перемещений. Базовые перемещения — это нечто наподобие «ката» в карате, которые позволяют ногам и пояснице приобрести необходимую для техник айкидо силу. В базовых движениях вы должны стоять, перенеся 80% веса тела на одну ногу, на протяжении почти пяти минут, а также двигаться вправо и влево с помощью различных упражнений.

Вторая часть занятия посвящена повторению одного упражнения в течение 40–50 минут, непрерывно и в одинаковом темпе. Рвота, переломы костей и сотрясения мозга часто встречаются на этом этапе тренировки. Сразу после отработки техник приступают к общей физической подготовке. Начинают с отжиманий и приседаний, затем выполняют 500 «кохо укеми» (падение назад), что занимает около получаса, в безостановочном режиме. После этого, 500 «суто–авазе» — атака руки партнера с максимальной силой.

Эти занятия обычно длятся от полутора до двух часов утром, и один час после обеда. Тренировки настолько интенсивны, что если вы хоть на мгновение утратите концентрацию, то неизбежно получите травму. На учи деши, в отличие от остальных, лежит дополнительное бремя — быть лучшим в группе всё время.

Одна из важнейших задач учи деши — работа в качестве уке (тот, на ком сенсей выполняет техники) у своего мастера, которая считается большой привилегией и честью. От мастера вы можете почувствовать истинно правильную технику, однако, только старший учи деши может быть уке у сенсея.

Обучение у мастера Годзо Сиоды захватывало все аспекты японского будо через призму практики айкидо есинкан, поскольку основной задачей он считал сохранение традиционного понимания будо. Я полагаю, что был удостоен привилегии слушать истории, рассказанные мастером Сиодой о времени, когда он сам был учеником у О–сенсея — истории, о которых сейчас можно прочитать лишь в книгах.

Сихо наге кудзуси
Бросок в исполнении Мори

В соответствии с культурными традициями и правилами Хомбу додзё существуют определенные требования, которые ты должен выполнять в качестве учи деши, а ненадлежащее исполнение этих задач будет означать немедленное исключение.

Комната Сиоды сенсея находилась сразу за моей, и я, как учи деши, мог постоянно слышать, чем он занят. Я мог слышать передвижения Сиоды сенсея, и когда он хотел пойди в ванную комнату, я моментально вскакивал и открывал для него дверь. Вне зависимости от того, чем я был занят, я должен был постоянно быть в курсе того, чем Сиода сенсей занимается. После моего первого года обучения в качестве учи деши, я стал весьма нервным от того, что почти все двери вокруг скрипели точно так же, как дверь Сиоды.

Например, как учи деши, я должен был знать, когда мастер пьет чай, и быть способным отличить момент, когда он поставил чашку, просто отдыхая от чаепития, от того, когда он поставил чашку уже закончив церемонию. После чего я должен был вскочить и быстро наполнить чашку снова. Когда он принимал пищу, я должен был уловить момент, когда он закончит, и быстро убрать поднос.

Японские ванные комнаты обычно отличаются от тех, которые можно встретить в Австралии. В Японии, ванная комната имеет две секции: первая — для раздевания и одевания, и внутренняя комната, где вы можете помыться вне ванны для того, чтобы когда вы войдете в ванну, вы были уже достаточно чистыми, чтобы не загрязнять воду.

В ванной комнате, когда мастер хотел принять ванну, я должен был пойти с ним, открыть ему дверь, предложить войти и попросить прощение за то, что тоже нахожусь в комнате, причём всегда делать это в строго определенный момент времени. Когда он хотел, чтобы я ему помог, я должен был делать это, и ни в коем случае не трогать его, если он не хотел. Когда он раздевался, я должен был помочь ему снять одежду, быстро сложить её и быть готовым воспринять его следующее желание. Когда ему нужна была вода или мыло, я должен был подать их до того, как он пошевельнется, убедиться, что он уже помылся и быстро уйти в его комнату, взять одежду и бежать обратно. Как учи деши, я должен был быть постоянно настроен на каждую мысль мастера. Когда сенсей был готов к следующей тренировке, я должен был быстро приготовиться к занятию, убедившись, что пока я буду ассистировать Сиода сенсею, я не пренебрегу моими другими обязанностями.

Как учи деши, я также должен был чувствовать все его намерения, потому как только когда я смогу чувствовать его настроение и каждую мысль, только тогда я смогу быть его уке. Изучать его реальные техники означает, что я должен понимать его целиком: его личную жизнь, и его жизнь в есинкан. Мы часто прогуливались вместе, и когда мастер смотрел на учеников и кивал головой, я должен был понимать, что это означает. Я также должен был знать, кого из учеников он упоминал, таким образом, я мог исправлять их техники. Если я делал не то, что ожидал мастер, то получал серьезный нагоняй.

Ещё один бросок в исполнении мастера
Сенсей Мичихару Мори, 7–й дан
айкидо есинкан

Когда я решил, что хочу заниматься есинкан айкидо, мне было 18 лет, а мастеру Сиоде за 60. Для меня, мастер был низким стариком, и я никак не мог понять, как кто–то столь старый и мелкий может быть столь великим, как о нем говорят люди. Когда я только начинал заниматься, Такено сенсей был старшим инструктором в додзё. Он был молод, силен, стремителен и ужасен, и в какой–то момент я подумал, что он лучше чем мастер Сиода.

Это ощущение изменилось после того, как я первый раз посетил специальную группу для черных поясов. Я с изумлением наблюдал, как Сиода сенсей без труда бросал Такено сенсея на татами вновь и вновь. После этого я понял, насколько эффективны были техники мастера Сиода сенсея.

Техники Такено сенсея воспринимались очень сильными и стремительными, однако мастер Сиода сенсей выполнял приёмы так мягко, что я едва ли ощущал нечто большее, чем всего лишь одно движение, после чего все мышцы в моем теле оказывались совершенно парализованы. Это ощущалось как какие–то вибрации, которые проходили через всё мое тело, которое полностью контролировалось маленьким старым человеком, при этом я не чувствовал никакой боли. Когда он меня бросал, он выводил моё тело из равновесия ещё до того, как прикладывал реальные физические усилия.

Незадолго до того, как мастер Сиода сенсей покинул нас, он принимал участие в ежегодных показательных выступлениях есинкан айкидо в Хомбу додзё, несмотря на то, что был так болен, что нуждался в помощи при ходьбе. После того, как все выступили, он вышел на татами для того, чтобы произнести речь, и по мере того, как он говорил, его тело начало привычно двигаться, и он даже начал демонстрировать техники. Все в додзё затихли, когда увидели как двигается мастер. Даже находясь при смерти, он был в таком согласии с собственным телом и есинкан айкидо, что хотя он с трудом ходил, тем не менее, он без труда выполнял техники. Это были его самые последние показательные.

Существует много воспоминаний о Сиоде сенсее, отражающих то уважение, которое он заслужил по всему миру. Для меня, та сила и мощь техник, которые он демонстировал на публичных показательных — нечто такое, чем я всегда дорожу, поскольку мне была оказана честь быть его последним уке.

Видеоклип с показательных выступлений
сенсея Мичихару Мори

Мне поручали быть инструктором токийской полиции общественной безопасности, совместно с другими задачами в Хомбу додзё, такими как ежедневные международные курсы инструкторов, зарубежные поездки для обучения военных и полицейских в таких странах, как Канада, США, Индия, Мальта и, разумеется, Австралия. Когда я был направлен в качестве инструктора в другие страны, мне довелось тренировать не только военных и полицейских, но и преподавать в обычных группах в различных додзё. Мое додзё здесь, в Брисбене, продолжает поддерживать связи с силами полиции.

Я приехал в Австралию благодаря помощи Джо Тамбу сенсея из Мельбурна, которого я повстречал в Японии, в Хомбу додзё. С его помощью, я смог открыть свое собственное додзё здесь, в Австралии.

Я открыл свое додзё «Додзё айкидо есинкан Брисбена» в июле 1995 года, в соответствии с японской традицией будо, культурой, и, конечно, чтобы почтить память мастера Сиоды. Моя цель, достигнуть такого же уровня есинкан, как в Японии, и, однажды, по крайней мере я на это надеюсь, превзойти этот уровень. Как учи деши, я изучил лишь основы, однако я до сих пор не достиг уровня мастера, который я однажды надеюсь превзойти, в честь его памяти. Для меня, это единственный стоящий путь почтить память Сиоды сенсея. Я был бы счастлив создать настоящее додзё айкидо есинкан, которым Сиода сенсей мог бы гордиться.

Подпись: Мичихару Мори.

Статья переведена с официального сайта "Додзё айкидо есинкан Брисбена", Австралия. www.yoshinkan.info

10.10.2010